Грузия искусственно нагнетает напряженность на границе с Южной Осетией, заявил статс-секретарь — замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин. Таким образом он прокомментировал сообщения СМИ о том, что на 28 сентября запланирован некий массовый марш протеста грузинских журналистов из Тбилиси к селу Двани на границе с Южной Осетией.
"Грузинская сторона таким образом продолжает безответственное нагнетание напряженности в приграничных районах. Российская сторона полностью разделяет оценки и озабоченности на этот счет, которые накануне были высказаны МИД Южной Осетии и рядом югоосетинских руководителей", — говорится в сообщении МИД РФ.
В российском внешнеполитическом ведомстве указали, что в пятницу по инициативе Карасина состоялся его телефонный разговор с представителем Евросоюза по Южному Кавказу Филиппом Лефором.
"Карасин призвал спецпредставителя ЕС и наблюдателей Миссии ЕС по мониторингу в Грузии приложить усилия для предотвращения этой новой опасной затеи грузинских властей. Важно не допустить пагубных последствий для безопасности и стабильности в регионе, вся ответственность за которые ляжет на организаторов акции", — говорится в документе.
Цхинвал уже не раз заявлял, что из-за отказа властей Грузии принимать участие в совместной работе по делимитации и демаркации линии границы молодая республика осуществляет эти работы в одностороннем порядке. Накануне МИД Южной Осетии в очередной раз подчеркнул, что "все работы по определению на местности линии прохождения государственной границы и её инженерное обустройство проводятся в полном соответствии с югоосетинским законодательством и исключительно на территории Республики Южная Осетия и никоим образом не нарушают суверенитет и территориальную целостность Грузии".
По итогам недавней встречи в Праге официальных представителей России и Грузии, на которой был поднят вопрос демаркации Южной Осетией границы с Грузией, стороны единогласно подтвердили, что этот вопрос будет обсуждаться в рамках переговоров в Женеве, передает "Взгляд".
Негодование Грузии не имеет никакого значения, считает эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН Андрей Арешев.
"Укрепления на границе осуществляются в соответствии с двухсторонними договоренностями между Россией и Южной Осетией в рамках регулирования пограничного сотрудничества и помощи, которую предоставляет РФ югоосетинской стороне, — напомнил Арешев в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes. — РЮО не в состоянии самостоятельно, своими силами прикрыть всю протяженность границы республики с Грузией. Конечно, в Грузии выступают категорически против этого, потому что не признают самостоятельность Южной Осетии. В этом ничего нового нет".
Эксперт отметил, что в процесс пытаются вмешаться США и Евросоюз — естественно, на грузинской стороне.
"Здесь имеет место политическая поддержка Грузии, особенно в преддверии президентских выборов, и заодно демонстрация того факта, что ни США, ни ЕС не ослабили свое внимание к проблемам Кавказа, — пояснил он. — Новая реальность возникла после 2008 года, по результатам действий грузинской стороны. Российская Федерация признала республику Южная Осетия, как и республику Абхазия. Однако пограничные вопросы остаются неурегулированными. Ни для кого не секрет, что некоторые участки границы между Грузией и РЮО охраняются недостаточно".
"Вся та ситуация, которая сейчас сложилась вокруг Южной Осетии и Абхазии, является следствием действий США главным образом. Они провоцировали Михаила Саакашвили на агрессию, очевидно, не просчитав всех последствий этого разрушительного для грузинской государственности шага. Сейчас можно протестовать сколько угодно, и протесты будут продолжаться. Однако для России и Южной Осетии существует новая реальность, в которой действуют эти государства. И я сомневаюсь, что на протесты, как грузинской стороны, так и американцев и европейцев, Москва и Цхинвал обратят серьезное внимание", — говорит Андрей Арешев.
Протяженность границы Южной Осетии с Грузией составляет около 350 километров. В соответствии с межгосударственным соглашением, подписанным президентами РФ и РЮО 30 апреля 2009 года, Цхинвал делегирует российской стороне полномочия по охране госграницы — до тех пор, пока в Южной Осетии не появится собственная погранслужба.