На данном этапе сектор грузинского вина не нуждается в дополнительной законодательной поддержке, считает, что генеральный директор одного из крупнейших в Грузии винодельческих предприятий АО "Тбилвино" Георгий Маргвелашвили. Таким образом он прокомментировал заявление главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко о том, что грузинский винный бизнес требует поддержки со стороны властей для работы в России.
"Действующий в Грузии закон "О лозе и вине" полностью соответствует требованиям сегодняшнего дня. К тому же правительство всемерно содействует как крупным, так и мелким производителям вина в экспорте продукции", — сказал Маргвелашвили.
Он подчеркнул, что пока преждевременно говорить и о стагнации экспорта грузинского вина на российском рынке. "О стагнации, как и о прогрессе в этом плане можно будет говорить только лишь спустя, как минимум, год после отмены эмбарго", — пояснил гендиректор "Тбилвино".
Накануне Геннадий Онищенко заявил, что Грузия вышла на промышленные поставки вина в РФ, однако, для сохранения динамики нужны решения на уровне правительственных структур. "Это уже промышленные поставки. 1 млн 999 тонн — это уже много", — сказал он, отметив, что в РФ из Грузии поступила 591 партия алкогольной продукции — 585 партий вина и шесть партий коньяка.
При этом глава Роспортребнадзора сообщил, что к поставкам допущены 65 грузинских производителей вина и четыре производителя минеральной воды. "Мы все—таки видим некую стагнацию процесса поставок, грузинский бизнес в этом плане выдыхается, при отсутствии поддержки со стороны правительственных структур он исчерпал свои возможности. Речь может идти о решениях на уровне правительственных структур, которые могли бы расширить правовой коридор для возможностей осуществления бизнеса на российской территории", — сказал Онищенко, передает "Интерфакс".
Эксперты были удивлены таким заявлением. С самого начала было понятно, что с Россией смогут работать максимум 15 компаний, у остальных не хватит ни сил, ни денег, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.
"Это вообще дорогостоящий рынок — российский. Чтобы сюда попасть, надо договориться с дистрибьютором, надо проплатить каждое торговое место, так называемый фэйсинг в магазине, в сетях. И работать с российским рынком могут только самые крупные грузинские компании. На первом этапе Роспотребнадзор съездил и проверил где—то 35 компаний. Допустил их на рынок первично. Кто—то прошел, кто—то вроде не совсем сразу. Потом еще одна поездка была, еще компаний 30 прошли предварительную проверку. Но я еще раз говорю, что из этих 60—70 компаний с Россией, дай бог, чтобы начали работать компаний 20", — полагает Дробиз.
По словам Геннадия Онищенко, Грузия сегодня вышла на промышленные поставки вина в Россию. Поступило около 600 партий вина и шесть коньяка. Однако даже после шестилетнего эмбарго ажиотажа вокруг грузинского вина не случилось. Причина в том числе в ценообразовании. Изначально предполагалась, что самое дешевое вино будет стоить 300 рублей, сейчас на рынке появились грузинские вина за 250 рублей. Известные "Хванчкара" и "Киндзмараули" в среднем стоят 800 рублей за бутылку. И грузинским винам сложно конкурировать с европейскими производителями в этой ценовой категории, считает руководитель Российской ассоциации сомелье Артур Саркисян.
"Цена на полках составляет в среднем 350—400 рублей за бутылку. "Хванчкара" и "Киндзмараули" — 700—900 рублей за бутылку. Это уже сегмент, в котором довольно сложно будет плавать грузинскому виноделию, но, конечно же, качество изменилось по сравнению с тем, что было до 2006 года. Если говорить с профессиональной точки зрения, то мы ждем вина мелких предприятий, которым достаточно сложно зарегистрироваться и попасть на территорию России. Не каждый импортер захочет эти вина привозить, так как это, по сути, не бизнес, а искусство", — отмечает Саркисян.
Вино за 1000 руб. доступно только для 5% российских потребителей. Система ценообразования в России убийственная: розница наценивает 35—40%, опт зарабатывает 25—30%. Вот и получается, что вино, которое стоит в Европе 2 евро, в России продается уже за 15—20 евро, пишет газета "Коммерсантъ".
Россия ввела запрет на поставки вина и минеральной воды из Грузии в 2006 году из—за претензий к качеству. В начале февраля текущего года Россия и Грузия согласовали механизм допуска грузинской продукции на рынок РФ. Он предполагает выезд экспертов Роспотребнадзора в Грузию и госрегистрацию в РФ грузинской продукции для начала поставок.
Первая инспекция Роспотребнадзора грузинских виноделов и производителей минеральной воды состоялась в конце февраля — начале марта. Вторая — с 1 по 5 апреля. Сроки третей инспекции российских экспертов будут определены после предоставления Роспотребнадзору материалов от всех заявленных грузинских компаний, которые также планируют поставлять свою продукцию в РФ.