Изменить решение суда, освободившего автора видео о пытках в тюрьмах Грузии Владимира Бедукадзе, можно лишь в случае появления новых обстоятельств, заявила министр юстиции Грузии Тея Цулукиани, передает агентство "Новости-Грузия".
"Законодательство Грузии не позволяет изменить решение, которое независимо принял прокурор, так как окончательное решение принимал судья. И это решение можно изменить только при появлении новых обстоятельств", — сказала Цулукиани.
При этом министр отметила, что, если бы данный вопрос решала она, то приняла бы другое решение в отношении Бедукадзе. "Ходатайство было объемным и хорошо сформулированным, но если бы я принимала решения, то я бы сократила иммунитет Бедукадзе, и ходатайствовала бы об условном заключении", — пояснила она.
Бывший сотрудник Глданской тюрьмы №8 Владимир Бедукадзе предоставил грузинским телекомпаниям видеокадры о пытках заключенных. Он был арестован в Тбилисском международном аэропорту, но 14 июня на основе ходатайства Главного прокурора был освобожден.
Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили призвал главного прокурора страны Арчила Кбилашвили пересмотреть решение об освобождении Бедукадзе.
"Я ознакомился со всеми аргументами дела Бедукадзе, на основе которых было принято решение, и хочу заявить, что лично для меня они недостаточны и недостоверны. Я уверен, что никакие особые обстоятельства не могут быть основанием для полного освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших пытки", — заявил премьер.
"Вместе с тем, я неудовлетворен лояльностью в отношении других фигурантов дела, что проявилось в неадекватно мягком приговоре. Я хочу попросить Главного прокурора, который в отличие от суда является представителем исполнительной власти, и поэтому я могу к нему прямо обращаться, — еще раз критически пересмотреть свои решения и, если он разделит мои взгляды, может быть, найти правовые возможности для их пересмотра", — отметил он.
Однако Главный прокурор Грузии заявил, что считает правомерным освобождение Бедукадзе от уголовной ответственности, так как после распространенных им видеозаписей практически прекратились пытки заключенных.
"Я хочу отметить и выделить два фактора принятия этого решения — правовой и смысловой аспект. Формально дело решено по статье 218 Уголовно-процессуального кодекса, которая дает право прокурору освободить от уголовной ответственности или пересмотреть меру наказания в отношении любого лица, и с точки зрения формальности главный прокурор имел право по закону принять подобное решение", — сказал Кбилашвили.
"В первую очередь мы отметили пользу, которую получило грузинское общество, правоохранительные органы и учреждения по исполнению наказаний от распространения видео: после этого практически были прекращены пытки и бесчеловечное обращение с заключенными, и есть гарантия, что больше это не повторится", — пояснил он.
Прокурор также принял во внимание, что решение о распространении этих кадров Бедукадзе принял в сентябре 2011 года, до заявления нынешнего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили об уходе в политику.
"Он (Бедукадзе) передал материалы некоему Ломая или Ломия, с которым он общался, так как тот был заключенным. После этого материал попал в руки Инашвили (соучредитель студии "Объектив"). Потом происходило улаживание ситуации, чтобы тот мог покинуть Грузию до опубликования кадров, но эти лица не являются преступниками и они не скрыли видеоматериал. Бедукадзе эти видеоматериалы передал в сентябре 2011 года, в тот период, когда в политике Грузии не было надежды на изменения. И когда он принял решение передать (видеозаписи), он не рассчитывал на помилование. Это имеет значение для оценки его действий", — сказал Кбилашвили.