После демаркации границы Южной Осетии и Грузии резко снизилось количество задержаний граждан, рассказал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Николай Силаев. Он отметил, что, вопреки заявлениям Тбилиси, пограничники устанавливают заграждения на 10-15 метров вглубь территории РЮО.
"В России наблюдатели отмечают, что после демаркации резко снизилось число задержаний грузинских граждан, пересекающих границу", — рассказал Силаев. Он признал, что фициальные переговоры о линии границы невозможны, поскольку Грузия не признает независимость Южной Осетии и отказывается вести такие переговоры.
"Другое дело, что на нескольких участках, где бывшая административная граница пересекает землевладения, ее линию можно было бы согласовать неформально. Насколько мне известно, предложение о таком неформальном обсуждении было направлено югоосетинской стороной, готовы были к этому и пограничники. Грузинская сторона отказалась, опасаясь, что даже неформальное обсуждение этого вопроса будет в дальнейшем использовано как политический прецедент", — отметил эксперт.
Он напомнил, что Москва признает Южную Осетию как независимое государство, и не обсуждает ее границы с третьими странами.
"Российские пограничники находятся в Южной Осетии по соглашению между республикой и Москвой, выполняют возложенные на них этим соглашением задачи, но не решают политические вопросы. Как известно, спецпредставитель РФ Григорий Карасин не стал обсуждать с Зурабом Абашидзе этот вопрос. Причем, обращаясь к Карасину, Абашидзе отошел от ранее сформулированного принципа, что вопросы Абхазии и Южной Осетии не обсуждаются в ходе российско-грузинского диалога", — заявил Силаев.
Он пояснил, что граница проходит по линии административной границы бывшей Юго-Осетинской Автономной Области. "Устанавливая заграждения, пограничники следуют этой линии, причем устанавливают их на удалении 10-15 метров вглубь территории РЮО. Границы землевладений не совпадают с линией административной границы. В Южной Осетии тоже есть крестьяне, чьи участки оказались на грузинской стороне. Хотя в Грузии таких случаев больше", — отметил Силаев.
По мнению Силаева, Южная Осетия стремится держать границу закрытой, а для эффективного решения этой задачи ее нужно провести на местности. В то же время дипломатические механизмы воздействия на ситуацию не исчерпаны, считает эксперт.
"Вопрос мог быть поставлен в рамках Механизма предотвращения пограничных инцидентов — другое дело, что обсуждать его в условиях острой публичной дискуссии будет затруднительно. Остается Женевский формат — тема границы может обсуждаться и там", — подытожил Силаев, пишет "Кавказский Узел".
На днях грузинский МИД пожаловался, что российские пограничники протянули колючую проволоку у нескольких сел, граничащих с территорией Южной Осетии (по мнению МИДа, такие действия нарушают принцип территориальной целостности Грузии). Кроме того, по данным ведомства, пограничники передвинули линию границы на 300 метров вглубь контролируемой грузинскими властями территории. Местные жители в связи с этим высказали опасения, что могут лишиться пастбищ и посевных площадей.
В Цхинвале, комментируя претензии грузинской стороны, заявили, что работы по демаркации проводятся в соответствии с южноосетинским законодательством. "Хотят того или нет в Грузии, наше государство — независимое, признанное, и оно самостоятельно определяет свою пограничную политику", — отметил полпред президента республики, председатель комиссии по делимитации и демаркации границы Мурат Джиоев. Он добавил, что грузинским властям было предложено сотрудничать в этом направлении, и Южная Осетия давно предлагала Грузии создать совместную комиссию по демаркации и делимитации. Однако с их стороны пока нет понимания, пишет Лента.ру.
Официальный Тбилиси по-прежнему считает Южную Осетию, отколовшуюся от Грузии еще в начале 1990-х годов, грузинской территорией (границу с Южной Осетией, соответственно, в Тбилиси называют не государственной, а административной).
Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии — Абхазии в конце августа 2008 года, после вооруженной агрессии Грузии против Цхинвала. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями. Российских военнослужащих, размещающихся там по соглашению с местной властью и помогающих в охране границы, Грузия считает "оккупантами".
Протяженность границы Южной Осетии с Грузией составляет около 350 километров. В соответствии с межгосударственным соглашением, подписанным президентами РФ и РЮО 30 апреля 2009 года, Цхинвал делегирует российской стороне полномочия по охране госграницы — до тех пор, пока в Южной Осетии не появится собственная погранслужба.
Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили призвал увеличить число наблюдателей и полицейских на границе с Южной Осетией. "Должно быть увеличено количество мониторов в регионе. Не исключаем и увеличение числа полицейских, если это не вызовет недовольство международных организаций. Этот вопрос мы решим после согласования с ними", — заявил Иванишвили.
Как отметил замглавы МИД РФ Григорий Карасин, всё, что делают российские пограничники, находящиеся на территории Южной Осетии, делается с прямого указания властей этой страны, передает "Взгляд".