Москва готова предложить Тегерану зенитные ракетные комплексы "Антей-2500" вместо ЗРК С-300, сделка по которым была сорвана. "Антей" формально не попадает под указ экс-президента РФ Дмитрия Медведева об ограничении военно-технического сотрудничества с Ираном. Эксперты полагают, что власти Ирана могут согласиться на такой компромисс.
Контракт на поставку Ирану пяти дивизионов С-300 стоимостью около 800 млн долларов был подписан в 2007 году. Спустя три года Совбез ООН принял очередную резолюцию по Ирану, которая осуждала руководство страны за нежелание остановить ядерную программу. Документ вводил в отношении Тегерана новые санкции, в числе которых был и запрет на передачу современных вооружений. В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению этой резолюции, введя в отношении Ирана более жесткие санкции, чем это предусмотрено решением Совбеза ООН. Он, в частности, аннулировал контракт на поставку Ирану С-300.
В ответ Минобороны Ирана и иранская госкомпания Aerospace Industries Organization подали в третейский суд Женевы иск к "Рособоронэкспорт" на 800 млн долларов (с учетом пеней сумма иска составила почти 4 млрд долларов.) Понимая, что риск проиграть дело велик, а невыполнение решения суда грозит серьезными репутационными издержками, власти РФ предложили Ирану пойти на мировую.
Теперь, как рассказали источники, близкие к системе ВТС, Россия может предложит Тегерану комплексы "Антей-2500". Они являются модифицированной версией системы С-300В, разработанной в свое время под требования ПВО сухопутных войск (см. справку на стр. 2). По словам источников, юридически они не попадают под указ 2010 года. "Если иранские коллеги наше предложение примут, это позволит укрепить позиции РФ как надежного партнера в военно-технической сфере, — отметил собеседник, близкий к "Рособоронэкспорту". — У Ирана же будут все предпосылки, для того чтобы отозвать иск из суда и положить конец этому никому не нужному спору". Официально представители спецэкспортера российских вооружений ситуацию не комментируют.
Новое же предложение, по мнению экспертов, Иран должно устроить. "Оно отвечает интересам и запросам Тегерана, — заявил директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. — "Антей-2500" — это не столько система ПВО, сколько система противоракетной обороны. А если Израиль объявит войну Ирану, то первый удар он нанесет ракетами. Наличие же системы "Антей-2500" позволило бы Ирану укрепить свою оборону".
По словам господина Евсеева, с формальной точки зрения Москва вполне сможет заявить Западу, что решение о поставке Ирану комплексов "Антей-2500" не противоречит указу 2010 года. "У этих систем разная маркировка и характеристики", — пояснил он, добавив, впрочем, что такое решение все равно вызовет возмущение Израиля и США. "Эти комплексы являются оборонительными, а, учитывая тот факт, что Иран находится под постоянным давлением со стороны третьих стран, его желание укрепить свой потенциал вполне естественно", — считает глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
По мнению директора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, России не стоит обращать внимание на критику со стороны Запада, а воспользоваться открывающейся возможностью, чтобы "подправить свою репутацию как надежного поставщика вооружений". По его словам, от поставки Ирану системы "Антей-2500" выиграют обе стороны. "Иск будет отозван, Тегеран получит комплексы, а Москва — деньги", — отметил эксперт.
По словам источника, близкого к МИД Ирана, эта тема может стать ключевой в ходе намеченной на 1 июля встречи президента РФ Владимира Путина с его иранским коллегой Махмудом Ахмадинеджадом. Иранский лидер прибудет в Москву на саммит Форума стран экспортеров газа (ФСЭГ). "До окончания президентского срока Махмуда Ахмадинежада остается лишь месяц, и если бы он не был обнадежен в вопросе по поставкам вооружений, то только ради встречи ФСЭГ не стал бы приезжать", — отметил собеседник, пишет газета "Коммерсантъ".
Отметим, что недавно Москва предлагала Ирану вместо поставок С-300 осуществить передачу Тегерану ЗРК "Тор-М1Э". Однако, как пояснил иранский посол в РФ Сейед Махмуд Реза Саджади, такой вариант Тегерану не подошел.
Как пояснил директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, зенитно-ракетный комплекс "Тор" является системой ближнего радиуса действия и может быть лишь частью общей системы ПВО, основу которой должны составлять С-300.
"Тор" — это система ближнего радиуса действия, очень хорошая система, но она может быть интегрирована в ПВО Ирана только как один из элементов комплекса. Она не может заместить С-300, так как у них разные тактико-технические характеристики. Иран, насколько можно судить, планирует создать эшелонированную систему ПВО, и важным ее элементом должна была стать российская С-300. Она является абсолютно необходимой для Ирана с точки зрения защиты его территорий от воздушного нападения. Я убежден, что мы контракт по С-300 должны выполнить", — сказал Коротченко.
Позиция Ирана строится на том, что поставки С-300 не были запрещены в эту страну решением Совбеза ООН, отметил он. "Мы сможем снова возобновить реализацию данного контракта. Поставка С-300 полностью отвечает национальным интересам России. Запад привык проводить военные операции там, где слабые системы ПВО. Смена режима в Иране на прозападный будет означать для России катастрофические последствия", — полагает эксперт, передает "Взгляд".