Аппарат Народного защитника Грузии выявил ряд нарушений в тбилисской тюрьме №9, где находятся под стражей экс-министр обороны Бачо Ахалая и генеральный секретарь пропрезидентской партии "Единое национальное движение", бывший премьер-министр Вано Мерабишвили.
Основными нарушениями в учреждении по исполнению наказаний №9 стали отсутствие телевизора и камера видеонаблюдения в раздевалке тюремной бани.
"Наличие телевизора допустимо в учреждениях по исполнению наказаний всех типов. Исключением является учреждение №9, где это ограничение носит дискриминационный характер", — говорится в заявлении омбудсмена, распространенном в среду, 12 июня.
При этом отмечено, что несколько заключенных, среди которых оказался Бачо Ахалая, телевизором все же пользуются.
Что касается видеокамеры в раздевалке тюремной бани, то Народный защитник, считает это "вмешательством в личную жизнь обвиняемого или осужденного, тем более что точно не определен тот круг лиц, которым доступны подобные видеозаписи".
"Аппарат Народного защитника Грузии обратился по вышеуказанным вопросам к председателю департамента по исполнению наказаний министерства по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи", — указывает в заявлении.
Что касается обстановки в тюрьме №9 в целом, по мнению аппарата омбудсмена, с заключенными обращаются нормально, администрация и сотрудники учреждения учитывают законные требования заключенных, передает агентство "Новости-Грузия".
В конце марта Тбилисский городской суд приступил к рассмотрению дела обвиняемого в пытках и злоупотреблении служебными полномочиями Бачо Ахалая по существу. Он был задержан в ночь на 7 ноября 2012 года на основании заявления шести военнослужащих, которые обвинили министра в нанесении словесных и физических оскорблений в октябре 2011 года. Позже в деле министра появились другие эпизоды, и число обвинений увеличилось.
Мерабишвили был задержан 21 мая по делу о создании фиктивных рабочих мест для сторонников "Нацдвижения" в ходе реализации в 2012 году государственной программы по трудоустройству, а также присвоении фешенебельной дачи на побережье Черного моря в селе Квариати (Аджарская автономная республика) и растрате средств МВД Грузии.
Как заявил адвокат Георгий Чивиашвили, речь идет о нескольких статьях, и Мерабишвили не признает себя виновным ни по одной из них, считая эти обвинения смешными.
Следствие в отношении Мерабишвили ведется по 164-1 статье (подкуп избирателей), третьей части 182 статьи (растрата или присвоение средств с использованием служебного положения, повлекшая серьезный ущерб) и 332-й статье (злоупотребление служебными полномочиями) УК Грузии.
22 мая кутаисский городской суд избрал в качестве меры пресечения для Вано Мерабишвили предварительное заключение. Защита Мерабишвили подала жалобу в апелляционный суд, однако она была отклонена.
29 мая Мерабишвили предъявили новое обвинение в превышении служебных полномочий в связи с делом о разгоне акции оппозиции 26 мая 2011 года. "Иванэ Мерабишвили был признан обвиняемым в превышении служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах в соответствии с пунктами "б" и "г" части три статьи 333 УК Грузии. Инкриминируемое действие предполагает лишение свободы от пяти до восьми лет", — говорится в заявлении Главной прокуратуры. 30 мая тбилисский городской суд избрал для Мерабишвили двухмесячное заключение в качестве меры пресечения по данному делу.
По данным прокуратуры, завершается следствие по делу о гибели бывшего сотрудника "Объединенного банка Грузии", 28-летнего Сандро Гиргвлиани.
"Речь идет о деле Сандро Гиргвлиани, в частности, неправильном ведении следствия после его гибели и оказания с этой целью давления на следствие, чтобы высокопоставленные лица, в том числе Бачо Ахалая (экс-министр обороны), смогли избежать ответственности и не было выявлено имя супруги Вано Мерабишвили", — пояснил главный прокурор Арчил Кбилашвили. По его словам, Мерабишвили скоро будет предъявлено новое обвинение в ближайшее время.
Задержание Мерабишвили вызвало волну негодования со стороны "Единого национального движения", однако глава МВД Ираклий Гарибашвили не видит в этом ничего особенного.
"Я арестовал своего первого заместителя, почему нельзя арестовать бывшего министра или премьер-министра, если выяснилось, что он нарушил закон? Наше правительство избрало население Грузии, которое требует восстановления справедливости. 26 мая 2011 года на улицах погибли несколько человек. Кто должен нести ответственность за это? Родители погибших стоят в очереди у прокуратуры с требованием встретиться с прокурором", — сказал Гарибашвили.