Житель Южной Осетии Марек Дудаев, приговоренный в 2005 году к 23 годам заключения, вышел на свободу из грузинской тюрьмы.
Дудаев вышел на свободу по решению суда. Никаких других подробностей его освобождения издание не приводит. Ранее на выдаче Дудаева неоднократно настаивали власти Южной Осетии, утверждая, что его подвергают пыткам.
Марек Дудаев, житель села Арцеви Цхинвальского района, был задержан грузинскими властями в зоне грузино-южноосетинского конфликта в 2004 году. Дудаева обвинили в грабежах, вымогательстве и нескольких убийствах. По данным грузинской прокуратуры, в нескольких преступлениях, в том числе в одном убийстве, Дудаев признался.
Грузия ранее принципиально не соглашалась выдавать Дудаева Южной Осетии, однако в 2013 году грузинские чиновники заговорили о возможном освобождении осетинского заключенного. Так, в феврале 2013 года министр Грузии по делам реинтеграции Паата Закареишвили заявил, что содержание Дудаева в грузинской тюрьме ничего не дает, а девяти лет, которые он провел в заключении, достаточно для искупления вины. Адвокаты Марека Дудаева сообщали, что он планировал обратиться в прокуратуру с просьбой о пересмотре своего дела.
Дудаева выпустили из тюрьмы в пятницу, 7 июня, он уже находится в Южной Осетии, пишет Лента.ру.
Ранее из грузинской тюрьмы был освобожден председатель международного общества месхитинских турок "Ватан", россиянин Сулейман Барбакадзе. Он попал под амнистию политзаключенных.
По словам уполномоченного МИД России по правам человека Константина Долгова, все документы, необходимые для возвращения Барбакадзе в Россию, уже готовы. Документы были подготовлены в посольстве Швейцарии, так как именно оно представляет интересы России, в виду отсутствия дипломатических отношений с Грузией.
Барбакадзе был задержан в Грузии в 2011 году. Его осудили по явно надуманному обвинению. Суд приговорил его к 11 годам заключения, пишет "Российская газета".
"Освобождение этого правозащитника, подвергшегося политическим репрессиям в Грузии в связи с борьбой за права турок-месхетинцев, — давно назревший шаг, к осуществлению которого настоятельно призывала как российская сторона, так и представители международного, в том числе правозащитного сообщества", — отметил Долгов.
"Рассчитываем, что в процессе исправления последствий беззаконий и полицейского произвола, которые творили прежние власти Грузии, из тюрем выйдут и остальные граждане России, брошенные туда по сфабрикованным политизированным обвинениям, — подчеркнул уполномоченный МИД РФ. — Продолжим настойчиво этого добиваться, задействуя имеющиеся дипломатические и правовые инструменты".
Закон "Об амнистии" был утвержден парламентом Грузии 21 декабря 2012 года, но 27 декабря президент Грузии Михаил Саакашвили наложил вето на часть закона, касающуюся политзаключенных и лиц, совершивших преступления против несовершеннолетних. 28 декабря парламент преодолел президентское вето, после чего закон был вновь отправлен главе государства. Срок для подписания истек в ночь на 12 января, и право подписи перешло к председателю парламента.
"Это первый случай в истории, когда парламент Грузии преодолел вето, наложенное президентом на закон", — сказал Усупашвили. По его словам, парламент руководствовался гуманными соображениями, принимая этот закон.
"Человек остается человеком, в том числе и заключенные. И это сокращение (сроков заключения) является компенсацией за пытки и мучения, которым заключенные подвергались в тюрьмах и колониях", — сказал Усупашвили. Он обратился к самим заключенным, отметив, что у них появился шанс вернуться к нормальной жизни. "Мы сделаем все, чтобы ресоциализация стала более легкой", — сказал председатель парламента. Он призвал семьи и друзей заключенных поддержать тех, кто выходит на свободу и помочь им начать нормальную жизнь.
Усупашвили обратился к правоохранительным органам, заявив о необходимости уделять особое внимание ситуации в стране после амнистии. "Я надеюсь, что в Грузии больше никогда не понадобится проводить подобные амнистии", — сказал он, передает агентство "Новости-Грузия".
Отметим, что ранее президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что вступление в силу закона "Об амнистии" повлечет резкое ухудшение криминогенной обстановки в стране, и в связи с этим предложил ввести для полиции режим чрезвычайного положения.