Внешняя политика Тбилиси с победой на парламентских выборах в 2012 году блока "Грузинская мечта" сдвинулась в сторону прагматизма, но ее западный вектор не изменится. Об этом на конференции "Кавказ — 2012", организованном Институтом Кавказа в Ереване заявил грузинский политический аналитик Михаил Вигнанский.
Как заметил Вигнанский, с приходом к власти команды Иванишвили внешняя политика Грузии не претерпит кардинальных изменений. "Несмотря на то, что нынешнее грузинское руководство несколько подкорректировало внешнюю политику страны, однако европейский вектор Тбилиси не изменится. Грузия продолжает сотрудничество с ЕС, движется к Вильнюсскому саммиту и ожидает подписания Ассоциативного соглашения с Европейским Союзом. Тбилиси также верен курсу по интеграции в НАТО", — подчеркнул эксперт.
Он отметил, что оттепель в грузино-российских отношениях наблюдается, однако о политическом эффекте пока не приходится говорить. "Результатом оттепели в наших отношениях стало то, что производимые в Грузии минеральные напитки вернулись в российский рынок, однако о политическом эффекте пока не приходится говорить. В настоящий момент мы видим колючие проволоки на границе с Абхазией и Южной Осетией и дислоцированные там российские военные базы", — пояснил он.
Что касается внутренней политики Грузии, как заметил Вигнанский, сейчас идет деполитизациия таких структур, как армия и полиция. "После деполитизации рейтинг армии и полиции существенно поднимется в обществе. Дело в том, что во время правления Саакашвили политический компонент существовал везде — в экономике, политике, правосудии, армии и полиции. Все это также сопровождалось с PR компанией по телевидению. Телевизионная картина сильно опережала общественную жизнь. В результате политика в Грузии была сильно персонифицирована. Тогда против власти выступил лидер (имеет ввиду Иванишвили — ред.), который бросил вызов системе и одержал победу", — сказал эксперт.
В заключение он добавил, что последним ударом по позициям Саакашвили перед парламентскими выборами было обнародование "тюремных кадров", свидетельствующих о жестком обращении с заключенными в пенитенциарных учреждениях Грузии, передает ИА REGNUM.
На прошлой неделе грузинский МИД пожаловался, что российские пограничники протянули колючую проволоку у нескольких сел, граничащих с территорией Южной Осетии (по мнению МИДа, такие действия нарушают принцип территориальной целостности Грузии). Кроме того, по данным ведомства, пограничники передвинули линию границы на 300 метров вглубь контролируемой грузинскими властями территории. Местные жители в связи с этим высказали опасения, что могут лишиться пастбищ и посевных площадей.
В Цхинвале, комментируя претензии грузинской стороны, заявили, что работы по демаркации проводятся в соответствии с южноосетинским законодательством. "Хотят того или нет в Грузии, наше государство — независимое, признанное, и оно самостоятельно определяет свою пограничную политику", — отметил полпред президента республики, председатель комиссии по делимитации и демаркации границы Мурат Джиоев. Он добавил, что грузинским властям было предложено сотрудничать в этом направлении, и Южная Осетия давно предлагала Грузии создать совместную комиссию по демаркации и делимитации. Однако с их стороны пока нет понимания.
Замглавы МИД РФ Григорий Карасин подчеркнул: всё, что делают российские пограничники, находящиеся на территории Южной Осетии, делается с прямого указания властей этой страны. Грузинская же сторона негодует. Как заявил госминистр страны по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили, Россия ответила резкостью на мирную политику Грузии. "Это явная резкая реакция на ту мирную политику, которую проводит новое правительство Грузии. У них нет другого выбора, кроме как вызвать нас на провокацию", — сказал Закареишвили, передает агентство "Новости-Грузия".
Официальный Тбилиси по-прежнему считает Южную Осетию, отколовшуюся от Грузии еще в начале 1990-х годов, грузинской территорией (границу с Южной Осетией, соответственно, в Тбилиси называют не государственной, а административной).
Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии — Абхазии в конце августа 2008 года, после вооруженной агрессии Грузии против Цхинвала. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями. Российских военнослужащих, размещающихся там по соглашению с местной властью и помогающих в охране границы, Грузия считает "оккупантами".
Протяженность границы Южной Осетии с Грузией составляет около 350 километров. В соответствии с межгосударственным соглашением, подписанным президентами РФ и РЮО 30 апреля 2009 года, Цхинвал делегирует российской стороне полномочия по охране госграницы — до тех пор, пока в Южной Осетии не появится собственная погранслужба, передает "Взгляд".