Кутаисский апелляционный суд оставил под арестом экс-премьера Грузии, генерального секретаря оппозиционной партии "Единое национальное движение" Вано Мерабишвили, не удовлетворив жалобу его защиты.
Ранее Кутаисский городской суд избрал в отношении Мерабишвили предварительное заключение на время следствия, а еще одного обвиняемого по делу о коррупции — губернатора региона Кахети, экс-министра труда, здравоохранения и социальной защиты Зураба Чиаберашвили — освободил под залог в 20 тысяч лари (около 12,3 тысячи долларов).
"Апелляционный суд недавно рассмотрел жалобу защиты Мерабишвили и оставил в силе решение городского суда", — цитируют местные СМИ заявление пресс-службы суда в ночь на воскресенье.
Мерабишвили и Чиаберашвили были задержаны по делу о создании фиктивных рабочих мест для сторонников "Нацдвижения" в ходе реализации в 2012 году государственной программы по трудоустройству, а также растрате средств МВД Грузии. Кроме того, завершается следствие еще по двум эпизодам. Им были предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса Грузии — "подкуп избирателей", "растрата или присвоение средств с использованием служебного положения, повлекшая серьезный ущерб", и "злоупотребление служебными полномочиями", передает "Прайм".
Задержание Мерабишвили прокомментировал и сам президент Грузии Михаил Саакашвили. "Мы должны понимать, что, если суд приговорит Мерабишвили и Чиаберашвили к предварительному заключению, Грузия перейдет в совершенно другую реальность. В октябре прошлого года мы мирно передали власть, но страна оказалась перед угрозой насаждения авторитаризма и диктатуры, которые отбросят страну на десятилетия назад", — заявил он перед оглашением решения суда. По словам Михаила Саакашвили, "получается, что мирная передача власти в результате честных выборов очень опасна для всех, кто с этим соглашается", пишет газета "Коммерсантъ".
При этом адвокат Мерабишвили и Чиаберашвили Гогита Габаидзе заявил, что прокуратура Грузии пренебрегла нормами УПК при задержании Мерабишвили и экс-министра труда, здравоохранения и социальной защиты, губернатора Кахети Зураба Чиаберашвили.
"Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу, следователь и прокурор не имеют права задерживать лицо без соответствующего решения суда, кроме неотложной необходимости, и этой необходимостью сторона обвинения посчитала то, что Зураб Чиаберашвили является послом, и это стало отягчающим обстоятельством", — сказал Габаидзе.
По его словам, в протоколе ареста прокуратура указала, что "Мерабишвили является авторитетным лицом и оказывает влияние на общество, что является основанием для задержания".
"Это является курьезом в этом деле. Но самое главное, что обвинение бывшему премьер-министру и бывшему министру здравоохранения предъявлены неполномочным лицом, так как согласно статье 8 закона "О прокуратуре", обвинение должно было быть предъявлено министром юстиции, а ни в коем случае не простым прокурором", — подчеркнул Габаидзе, передает агентство "Новости-Грузия".
Тем временем, в отношении Мерабишвили завершается следствие еще по двум эпизодам — разгону акции 26 мая 2011 года и убийству сотрудника "Национального банка Грузии" Сандро Гиргвлиани в 2006 году.
"Фактически завершено следствие еще по двум эпизодам, первый из которых касается явного использования непропорциональной силы полицейскими подразделениями против мирных граждан по заданию непосредственно Иванэ Мерабишвили, при его организации и под его личным контролем во время разгона акции 26 мая 2011 года, в результате чего погибли двое, повреждения разной тяжести получили многие люди", — заявил окружной прокурор Западной Грузии Илья Джалагания.
Второй эпизод касается резонансного дела об убийстве сотрудника "Национального банка Грузии" Сандро Гиргвлиани в 2006 году. 28-летний Гиргвлиани был найден убитым на кладбище в Окрокана (пригород Тбилиси), после ссоры в одном из тбилисских баров, где наряду с высшими должностными лицами МВД, находилась супруга Мерабишвили, который в то время возглавлял министерство, Тако Салакая.
"Иванэ Мерабишвили с другими высокопоставленными лицами с целью отстранения от дела своей супруги Тако Салакая и приближенных к ним лиц, обеспечил проведение незаконного и фальсифицированного делопроизводства, и помешал осуществлению правосудия по этому делу", — отметил Джалагания.