Глава Чечни Рамзан Кадыров считает проблему определения границы с соседней Ингушетией легкоразрешимой, а ингушский президент Юнус-Бек Евкуров заявляет о нежелании чеченского руководства сотрудничать в части правоохранительной деятельности.
18 апреля около 300 силовиков Чечни вошли в ингушское селение Аршты. В Совбезе Ингушетии считают, что истиной целью визита была попытка организовать митинг в связи с территориальным спором между республиками: инцидент произошел в Сунженском районе, а Кадыров прежде говорил о существовании архивных документов, подтверждающих, по его словам, принадлежность этой территории к Чечне. В свою очередь, чеченские власти заявили, что искали в Арштах Доку Умарова. В итоге сотрудники полиции Чечни вступили в противостояние с полицейскими Ингушетии, шестеро из которых получили травмы различной степени тяжести.
"Что касается границы, то эта проблема легко разрешима. Для этого нужно вернуться на исходные позиции, отменить все акты, принятые в нарушение закона и договоренностей, и в спокойной обстановке обсудить все вопросы", — сказал Кадыров.
Заявление Кадырова стало реакцией на пятничное интервью Евкурова телеканалу "Дождь", в котором тот резко высказался по поводу стычки между силовиками, при этом нелицеприятно отозвавшись лично о Кадырове. Он также заявил, что "руководство Чечни не хочет никакого контакта, никакого диалога" в вопросах охраны правопорядка.
После инцидента состоялось экстренное заседание Совбеза Ингушетии с участием Евкурова, который дал жёсткие указания не допускать силовиков Чечни к проведению спецопераций в регионе без предварительного согласования и усилить блокпосты на границах республики.
Евкуров отметил, что это не первый случай, когда "силовики из соседнего региона заходят в республику без согласования с МВД РФ по Ингушетии".
"Считаю, что заниматься перекидыванием камней из одного огорода в другой — неблагодарное дело. Да, в такой ситуации можно по-разному реагировать, но ответить надо. Полицейские из Грозного не могут приехать в Назрань и наводить там порядок, и то же самое в перекрестном порядке", — сказал он.
Глава Ингушетии указал на необходимость усиления блокпостов на всех направлениях. "Должно быть взаимодействие с заставой внутренних войск, расположенной в Арштах, ее сотрудники также обязаны обеспечивать порядок и безопасность местного населения. Мне без разницы, кто придет в село, бандиты или люди в погонах. Любой, кто пугает мое население — преступник, к которому будут приняты самые жесткие меры, вплоть до применения оружия, тем более что законом это предусмотрено", — добавил он, передает "Прайм".
Споры об административной границе между Чечней и Ингушетией начались в августе 2012 года, после чего оба субъекта сформировали свои предложения и направили их в федеральный центр, который пока не дал ответ. В то же время парламент Чечни в конце прошлого года принял поправки в региональный закон о Сунженском районе, согласно которому ряд населенных пунктов одноименного района Ингушетии входит в состав Чечни. В начале марта в СМИ появилась информация о желании властей Чечни внести очередные изменения в этот закон, забрав еще один населенный пункт.
В конце 2012 года Евкуров сообщал, что выводы комиссии Чечни и Ингушетии по определению административной границы между республиками отправлены в федеральный центр, за которым и остается решение по этому вопросу.
А в марте текущего он отметил, что законодательные акты о пересмотре границ, по которым часть территории Ингушетии включается в состав Сунженского района Чечни, приняты чеченским парламентом в одностороннем порядке и не могут иметь юридической силы на территории Ингушетии.
"Законы, принимаемые парламентом другого субъекта РФ, для Ингушетии не имеют никаких юридических последствий. Во всех районах, городах и селах республики на законных основаниях функционируют органы местного самоуправления, и на них в полной мере распространяется юрисдикция субъекта", — сказал Евкуров.
Он уточнил, что в период формирования органов местного самоуправления и установления границ в 2009 году территориальных претензий с чеченской стороны не было.
В свою очередь секретарь ингушского регионального отделения партии "Единая Россия" Зелимхан Евлоев считает, что пересмотр действующих границ может стать примером для других регионов Северного Кавказа.
"Это может распространиться и на другие регионы Кавказа, Ставропольский край может претендовать на Моздокский район Северной Осетии, на Наурский и Шелковской районы Чечни, потом Кабардино-Балкария может претендовать на районы Северной Осетии, Ставрополья. Если мы запустим этот механизм, это чревато опасными последствиями", — сказал Евлоев.
По его словам, власти субъектов должны опираться на здравый смысл и видеть в "переделе" угрозу целостности государства. Евлоев отметил, что принять поправку или закон не сложно, и не исключает, что подобные законопроекты будут рассматриваться в парламенте Ингушетии, передает "Взгляд".