Полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин взял под личный контроль расследование драки между силовиками из Чечни и Ингушетии в селении Аршты Сунженского района Ингушетии.
По данным Совета безопасности Ингушетии, 18 апреля около 300 силовиков Чечни вошли в ингушское селение Аршты. В Совбезе Ингушетии считают, что истиной целью визита была попытка организовать митинг в связи с территориальным спором между республиками. Сотрудники полиции Чечни вступили в противостояние с полицейскими Ингушетии, шестеро из которых получили травмы различной степени тяжести, были госпитализированы два человека.
После случившегося глава Ингушетии дал указания о том, чтобы не допускать силовиков соседнего региона к проведению спецопераций и других мероприятий на территории Ингушетии без предварительного согласования.
"Расследование инцидента в Сунженском районе Ингушетии находится под личным контролем вице-премьера правительства, полпреда в СКФО Хлопонина, по факту случившегося центральным аппаратом МВД РФ проводится проверка, по результатам которой будут даны комментарии", — сообщила представитель полпреда Наталья Платонова, передает "Взгляд".
Высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов Чечни заявил, что в Ингушетии велись поиски Доку Умарова, однако из-за действий ингушской стороны секретная спецоперация по его поимке была сорвана.
"По оперативным каналам была получена информация о нахождении бандглаваря Доку Умарова с группой своих подручных в районе села Аршты. Для задержания или нейтрализации бандитов было решено провести специальную операцию. Основным условием, в подобного рода случаях, является внезапность, поэтому наши ингушские коллеги не были поставлены в известность, во избежание утечки информации", — заявил собеседник.
2 февраля 2012 года глава Чечни Рамзан Кадыров объявил о достигнутом властями Чечни, Ингушетии и Дагестана соглашении о проведении совместных спецопераций против боевиков на приграничных территориях. 18 сентября в ходе проведенной силовиками спецоперации в Ингушетии были убиты пятеро предполагаемых боевиков. Рамзан Кадыров заявил, что сотрудники МВД Чечни провели операцию самостоятельно, без согласования с главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым. Министр внутренних дел Ингушетии Александр Трофимов категорически опроверг эту информацию. По его словам, действия соседей привели к срыву этой спецоперации.
"Поскольку уже при пересечении административной границы сотрудники поста ингушской полиции, преградили путь автоколонне с сотрудниками правоохранительных органов, а затем в самом селении собрали местное население. В итоге операцию пришлось свернуть, поскольку она потеряла всякий смысл, так как бандиты получили время на то чтобы скрыться", — отметил источник в правоохранительных органах Чечни.
Лесной массив вблизи селения Аршты является местом пристанища боевиков еще с 2000 года, утверждает собеседник.
"Это, практически, идеальное место для нахождения и скрытного передвижения небольших по численности бандгрупп. Аршты находится всего в трех километрах от села Бамут Ачхой-Мартановского района, и между ними есть густой лесной массив. Именно здесь, в лесу, который начинается сразу на окраине Аршты, в 2000 году располагалась база боевиков Гелаева, которым удалось вырваться из окружения после мартовских боев в селении Комсомольское, где была уничтожена основная часть гелаевцев. Отсюда в случае опасности можно уйти сразу в нескольких направлениях — в Сунженский или Ачхой-Мартановский район Чечни, или же в сторону нынешнего Сунженского района Ингушетии", — отметил правоохранитель.
В операции по поиску боевиков было задействовано около 300 сотрудников силовых структур Чечни и несколько единиц бронетехники, заявил на условиях анонимности представитель правоохранительных органов Чечни.
"Координировал операцию советник главы нашей республики Адам Делимханов, а руководство было возложено на замминистра МВД. Утверждения о том, что эта операция преследовала какие-то иные цели и задачи, связанные с территориальным спором между нашими республиками, это просто плод воображения и выдумки наших соседей", — подчеркнул он.
Территориальный спор между властями Чечни и Ингушетии начался в конце августа прошлого года. В конце января 2013 года в главном печатном органе Чечни — газете "Вести республики" был опубликован подписанный главой Чечни закон, в соответствии с которым ряд населенных пунктов Сунженского района Ингушетии переходит под юрисдикцию ЧР. 6 марта Рамзан Кадыров потребовал включить в состав Сунженского района Чечни и населенный пункт Аршты, который в настоящее время относится к Ингушетии.
Правоохранительные органы Ингушетии не проявляют особой активности в поисках и уничтожении боевиков и небольших по численности групп вооруженного подполья, которые перемещаются в районе административной границы между двумя республиками, в свою очередь заявил представитель МВД Чечни.
"Ингушетия, как и в первую, так и во вторую военную кампанию была своего рода тыловой базой для бандформирований. Достаточно сказать, что здесь в свое время прятались лидеры боевиков Масхадов, Гелаев, Басаев и многие другие. Именно на территории Ингушетии были уничтожены такие известные бандглавари как Басаев, Абдуллаев, братья Авдорхановы. В последние годы здесь обосновался и Доку Умаров, который с небольшой группой особо доверенных боевиков перемещается в лесах Сунженского и Ачхой-Мартановского районов. Время от времени определенная информация поступает силовым структурам, но бандитам постоянно удается ускользать. В первую очередь это происходит из-за несогласованности действий правоохранительных органов в приграничной зоне", — заявил собеседник.
По его словам, после того, как к Аршты стали выдвигаться подразделения ингушского МВД, они вернулись на территорию Чечни.
Во время инцидента ни к кому из сотрудников правоохранительных органов Ингушетии не была применена сила, никто из них не пострадал, заявил глава Чечни Рамзан Кадыров.
"Я крайне удивлен заявлениями представителей руководства Ингушетии и лично Юнус-Бека Евкурова. Создается впечатление, что президент Республики Ингушетия накануне Съезда ингушского народа поставил перед собой цель любыми средствами и путями спровоцировать какой-либо конфликт", — сказал он, пишет "Кавказский Узел".