Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи скептически относится к идее проведения прямых переговоров с Вашингтоном, но больше не выступает против них.
В начале февраля Хаменеи заявил, что он отказывается от прямых переговоров с США по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.
"Американцы направили сигнал о проведении прямых переговоров по ядерной проблеме на полях переговоров ("шестерки" и Тегерана в Алма-Ате). Я не оптимистично смотрю (на ведение таких переговоров), но я не против их проведения", — цитирует заявил аятолла в эфире иранского телевидения.
При этом Хаменеи считает, что целью Вашингтона при переговорах с Тегераном является оказание давления на Иран, а не достижение договоренностей. Позиция же Исламской республики в ходе диалога состоит в том, чтобы убедить партнеров в праве страны на мирное использование атомной энергии, и, в частности, на обогащение урана, передает Trend.
Аятолла подчеркнул, что если Израиль решится на удар по Ирану, военные Исламской Республики сравняют Тель-Авив с землей. "Лидеры Израиля иногда угрожают Ирану, но они знают, что если они это сделают, Исламская Республика сравняет с землей Тель-Авив и Хайфу", — заявил Хаменеи.
Он отметил, что Израиль стремится к созданию препятствий посредством санкций и угроз и преуменьшает достижения Ирана путем пропаганды. "Центр заговора и основа враждебности к иранской нации — в правительстве США", — добавил он.
Иранский духовный лидер указал на последствия санкций Запада в отношении Ирана. "Помимо негативных последствий санкций, весьма положительное влияние также имело место и был активирован огромный потенциал иранской нации", — подчеркнул он. "Благодаря санкциям, иранский народ приступил к активной деятельности, в 1391 (по иранскому календарю) году были проведены масштабные инфраструктурные работы", — добавил Хаменеи.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и принятые в одностороннем порядке рядом стран и организаций резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность.
Наибольшие опасения ядерная программа Ирана вызывает у властей Израиля. Так, Израиль не раз угрожал нанесением воздушных ударов по ядерным объектам Ирана в том случае, если власти страны не согласятся прекратить работы по обогащению урана, пишет Лента.ру.
В ходе состоявшихся в конце февраля в Алма-Ате переговоров "шестерки" международных посредников (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай, Германия) и Ирана представители ведущих мировых держав представили Тегерану обновленные предложения по урегулированию ситуации вокруг его ядерной программы, а Исламская республика представила свои ответные предложения. "На полях" переговоров представители США предложили своим иранским партнерам провести прямые переговоры между Вашингтоном и Тегераном.
Вице-президент США Байден заявил, что Вашингтон не отказывается от прямых переговоров с Ираном по ядерному урегулированию.
"Мы с самого начала заявили, что готовы встретиться на двусторонней основе с иранскими лидерами. Мы не делаем из этого тайны. Приглашение остается в силе, но должны быть серьезные повестка дня и намерения, в том числе со стороны Ирана", — сказал Байден, выступая на 49-й Международной конференции по безопасности в Мюнхене.
При этом Байден также заявил, что "дипломатическое окно" для решения иранской ядерной проблемы закрывается. "Правительство Ирана должно участвовать в переговорах (с "шестеркой" международных посредников по иранской ядерной программе) с серьезностью и добрыми намерениями", — заявил Байден перед встречей с президентом Франции Франсуа Олландом. Он добавил, что в случае отказа Ирана от участия в переговорах в отношении него будут приняты "парализующие санкции".
Посол Ирана в Москве Саед Махмуд Реза Саджади заявил, что Тегеран не верит заявлениям Вашингтона. "В отношении высказывания Джо Байдена, как правильно сказал наш министр иностранных дел в Мюнхене, мы относимся к этому предложению положительно. Но я спрашиваю у вас, вы, русские, насколько верите в американские слова? Они действительно продолжали "перезагрузку" с Россией? Они ответили взаимностью относительно шагов со стороны России для того, чтобы создать доверие между Россией и Америкой, и Западом?" — поинтересовался посол.