Принятие поправок в Конституцию Грузии, ограничивающих полномочия президента, доказало возможность сотрудничества "Грузинской мечты" и "Единого национального движения" на законодательном уровне, однако речь о полноценной кооперации этих сил может идти, только если ЕНД исключит из своих рядов Михаила Саакашвили, считает политолог Рамаз Сакварелидзе.
"Его выступление не гармонировало с выступлением депутатов от ЕНД, которые были конструктивно настроены, а он — агрессивно. Чем скорее они освободится от деструктивных фигур, начиная от президента Грузии и заканчивая мэром Тбилиси, тем быстрее нормализуется ситуация в стране", — заявил эксперт.
Сакварелидзе предположил, что требование ЕНД о проведении рейтингового голосования связано с демонстрацией единства партии. В то время, как "Грузинская мечта" выполнила требование оппозиционеров из желания "снять нервотрепку в стране".
Политолог считает, что после принятия проекта конституционных поправок в Грузии резко снизилась вероятность того, что президент отправит правительство в отставку, поскольку проект поправки предусматривает выполнение обязанностей правительства после его отставки и до утверждения парламентом нового состава кабинета министров.
"В этой ситуации не имеет смысл отставка правительства и роспуск парламента, если президент не сможет сформировать комфортное для себя правительство и не сможет получить желаемый процент голосов на парламентских выборах. Сейчас ЕНД может набрать максимум пять процентов голосов избирателей", — говорит Сакварелидзе.
С ним согласен экс-глава информационного центра НАТО в Грузии Торнике Шарашенидзе. По его мнению, согласившись на проведение рейтингового голосования, "Грузинская мечта" действовала из государственных интересов и "в этом была добрая воля лично председателя парламента Давида Усупашвили".
Дальнейшее сотрудничество "Грузинской мечты" и "Единого национального движения" может происходить в форме консультаций между политическими силами, уверен руководитель Центра исследований вопросов международной безопасности Николоз Читадзе. Самим же принятием проекта "Грузинская мечта" пыталась продемонстрировать, что ставит государственные интересы выше своих политических амбиций, и поэтому удовлетворение требования оппозиции не будет восприниматься как слабость "Грузинской мечты".
"Я не думаю, что Михаил Саакашвили отправит правительство в отставку и распустит парламент. Он и так раньше говорил, что не воспользуется этим своим конституционным правом, а после принятия этого проекта — тем более. Саакашвили — опытный политик, и это не входит ни его в интересы, ни в интересы его партии", — сказал Читадзе, пишет "Кавказский Узел".
22 марта парламент Грузии во втором чтении принял поправки в Конституцию, которые касаются полномочий президента. "За" проголосовали 123 депутата из 147 представленных в законодательном органе страны.
Согласно поправкам, президент не сможет после роспуска парламента, который трижды выразит недоверие представленному главой государства правительству, назначить этот кабинет министров. При этом будет сохранен прежний кабинет министров во главе с премьером, который ранее был отправлен в отставку.
Изменения предполагают запрет на роспуск парламента "с мая месяца перед президентскими выборами до инаугурации новоизбранного главы государства".
Ранее в рейтинговом голосовании, которое было проведено по требованию парламентского меньшинства, представленного депутатами бывшей правящей партии "Единое национальное движение", проголосовали 93 депутата. В этом голосовании Нацдвижение не принимало участия, и тем самым хотело доказать, что большинству без их поддержки не хватает голосов для принятия конституционных изменений.
"Это опрос, а не акт, имеющий юридическую силу. Ставится на голосование вопрос: поддерживаете ли вы рассматриваемый в данное время в парламенте Грузии законопроект "О внесении поправок в Конституцию Грузии", — заявил Усупашвили до начала рейтингового голосования.
Вопрос о проведении рейтингового голосования был предметом спора между оппозицией и правящей коалицией "Грузинская мечта", который продолжался несколько дней, передает агентство "Новости-Грузия".
Комментируя принятые поправки, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о рождении нового Единого национального движения, которое выдержало все виды давления и подтвердило это в парламенте. Как отметил в обращении к населению Саакашвили, его команда очистилась от "временщиков", и 53 депутата парламента от меньшинства доказали преданность идеям, провозглашенным ЕНД девять лет назад.
"Мы сегодня доказали, что сильны, что нас не раздавить и уничтожить и я вместе с ЕНД, буду бороться за наши идеи и мы еще победим, и наше время еще придет", — заявил Саакашвили. Он подчеркнул, что как сегодня в парламенте ЕНД смогло добиться своего, так и добъется своего в политической жизни страны, передает Trend.
В свою очередь, парламентское большинство Грузии, которое представлено депутатами от коалиции "Грузинская мечта", выразили удовлетворение в связи с принятием поправок.
"В законе было написано, что у кого-то в стране может быть безграничная власть. Этот пункт из Конституции был изъят в первом чтении, с чем я поздравляю народ и страну. Хорошо, что наша инициатива, начатая два месяца назад, сегодня так успешно завершилась. Я действительно рад и благодарю меньшинство за то, что они так единодушно поддержали эту позицию", — заявил депутат от большинства Давид Саганелидзе.
По словам председателя парламентского комитета по правам человека Эки Беселия, приняв это решение, члены парламента продемонстрировали дальновидность и разумность. "Мы продемонстрировали дальновидность и разумность. Решения должны принимать с тем, чтобы они приносили результат. Я думаю, в первую очередь, это решение важно для нашего народа и страны", — отметила Беселия.
Вместе с тем, депутат от большинства Тина Хидашели заявила, что ограничение полномочий президента необходимо для стабильности страны. "Эти поправки необходимы для того чтобы, в стране было чувство стабильности и безопасности. С принятием этого решения родилась стабильная Грузия, где один человек с нездоровой психикой больше не сможет совершать беспорядки. Поэтому это было важно для страны", — сказала она.