Вашингтон отказался от четвертого этапа создания системы ПРО в Европе, который вызывал наибольшие возражения со стороны России. Об этом сообщили заместитель министра обороны по политическим вопросам Джеймс Миллер и заместитель председателя Комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Джеймс Уиннефелд на пресс-конференции в Пентагоне.
Они выступили перед журналистами вслед за главой минобороны США Чаком Хейгелом, который объявил об изменениях в американской программе ПРО в связи с возрастающей ракетно-ядерной угрозой со стороны КНДР, а также Ирана. Как сообщил министр, Соединенные Штаты приняли решение разместить на Аляске еще 14 ракет-перехватчиков, установить вторую РЛС в Японии и изучить возможность создания на своей территории третьей базы противоракет шахтного базирования.
Кроме того, отметил Хейгел, будет "реструктурирована программа разработки" модернизированной ракеты-перехватчика Эс-эм-3 2-Би, которую планировалось разместить в Европе на четвертом этапе создания системы ЕвроПРО для защиты от угрозы со стороны Ирана. Поскольку Конгресс сократил ассигнования на эту программу, стало ясно, что она будет завершена не ранее 2022 года. В связи с этим средства, которые планировалось направить на Эс-эм-3 2-Би, будут использованы для разработки других технологий по программе ПРО.
Четвертый этап создания системы ЕвроПРО с самого начала вызывал серьезные возражения со стороны России, опасавшейся, что это поставит под угрозу ее стратегические силы и ослабит их потенциал ядерного сдерживания. На этом этапе США, согласно прежним планам, рассчитывали к 2021 году установить в Европе более совершенные перехватчики, способные защищать всю территорию стран НАТО не только от ракет средней и меньшей дальности, но и межконтинентальных баллистических ракет.
Как пояснил Миллер, на четвертом этапе планировалось, в частности, "добавить Эс-эм-3 2-Би к различным ракетам-перехватчикам, которые к тому времени будут размещены в Польше". "Мы больше не собираемся добавлять их к другим противоракетам, но общее количество ракет в Польше будет таким, как и запланировано, чтобы оно обеспечивало защиту всех стран НАТО в Европе", — сказал заместитель министра.
В свою очередь, Уиннефелд заявил, что "европейцы не увидят никаких изменений в их системе противоракетной обороны". "Четвертый этап, связанный с Эс-эм-3 2-Би, предусматривал продолжение создания системы ПРО в Европе при одновременном расширении этой обороны на часть территории Соединенных Штатов", — пояснил он. Однако, продолжил адмирал, выяснилось, что этот четвертый этап может быть осуществлен не ранее 2022 года, а "угроза приближается слегка быстрее". Поэтому, подытожил он, нынешнее решение лишь улучшит защиту США и их союзников от баллистических ракет.
Выступая на пресс-конференции, Хейгел также заявлял, что все эти изменения, включая "реструктуризацию" проекта Эс-эм-3, не означают отказа от создания вместе с союзниками по НАТО системы ПРО в Европе. "Размещение Соединенными Штатами элементов противоракетной обороны на первой, второй и третьей стадиях создания адаптивной поэтапной системы ПРО в Европе, в том числе в Польше и Румынии, обеспечат прикрытие всей территории европейских стран НАТО, как и планируется, к 2018 году", — заявил глава Пентагона. "Выполнение этих решений расширит наши возможности по отражению будущих ракетных угроз со стороны Ирана и Северной Кореи при рациональном расходовании средств налогоплательщиков", — сказал министр обороны США, передает ИТАР-ТАСС.
В феврале премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что времени для того, чтобы Россия и США смогли договориться по проблеме противоракетной обороны, остается все меньше и меньше.
"Несмотря на все наши попытки объяснить американцам, что мы рассматриваем европейскую ПРО в том виде, в котором она предложена — как по сути направленную против РФ и ее ядерного потенциала, тем не менее, наши аргументы не слышат ни на американском уровне, ни в формате Североатлантического альянса", — сказал премьер. По его словам, Россию пытаются успокаивать, однако эти рассуждения не представляются Москве убедительными. "Все аргументы свои мы сообщали, но ситуация не меняется, увы, с каждым месяцем времени для договоренности остается все меньше и меньше", — подчеркнул он в интервью кубинским СМИ.
Медведев отметил, что горизонт для принятия такого решения заканчивается чуть раньше, чем конец этого десятилетия. "Если мы не сможем договориться, последствия могут быть для международных отношений весьма и весьма неприятные, потому что нам придется принимать ответные меры, и эти ответные меры вынуждено будет принимать любое российское правительство, любой руководитель российского государства, просто потому, что таковы наши стратегические интересы", — заявил Медведев.
Тем не менее, указал российский премьер-министр, "надо признаться, что в целом за последние годы наши отношения развивались скорее не плохо, потому что нам удалось подготовить и подписать очень важные документы, американские коллеги способствовали нашему вступлению в ВТО". "Не скрою, и мне, и, уверен, моему коллеге Владимиру Путину достаточно комфортно общаться с администрацией США, но есть темы, по которым наши позиции очень серьезно расходятся", — сказал российский премьер-министр.
В частности, еще одним осложняющим отношения фактором он назвал принятие закона Магнитского. "Нам пришлось принять ответные меры, включая закон об ответственности лиц, нарушающих права человека и интересы российских граждан. Хороший ли это путь? Плохой. И чем меньше таких поводов будет, тем лучше — и для российско-американских отношений и для международных отношений в целом", - заметил премьер-министр РФ.