Служба внешней разведки (СВР) Грузии переходит из подчинения президенту Михаилу Саакашвили к главе правительства Бидзине Иванишвили. Слушания по этому вопросу начнутся во второй декаде марта. Принятие окончательного решения ожидается в конце месяца обычным большинством голосов, которое у "Грузинской мечты" в парламенте уже есть.
Инициатор поправок в законодательство, председатель парламентского комитета по процедурным вопросам и регламенту Ирина Имерлишвили ("Грузинская мечта") заявила, что СРВ станет органом специального назначения правительства. На данный момент она подконтрольна президенту.
Своей информацией разведка снабжает также Совет безопасности, который тоже подчиняется Михаилу Саакашвили. Президент назначает руководителя службы. Сейчас этот пост занимает Гела Бежуашвили, ранее — министр обороны, иностранных дел и секретарь Совбеза. После изменений главного разведчика будет назначать премьер-министр.
В службе сейчас работают до 200 сотрудников. Годовой бюджет разведки составляет 5 млн лари (примерно 3 млн долларов). Председатель комитета парламента по обороне и национальной безопасности Ираклий Сесиашвили ("Грузинская мечта") полагает, что такого финансирования явно недостаточно.
"Будем думать, как сделать так, чтобы этот институт работал эффективно в системе координат государственной безопасности. Тем более что в разведке у нас весьма высококвалифицированные кадры", — заявил он.
Заместитель председателя комитета Давид Дарчиашвили (ЕНД) связывает решение с стремлением "Грузинской мечты" лишить президента Саакашвили последних властных полномочий. Их и так осталось немного — кроме специальных президентских служб, еще местные органы власти, суды.
"По Конституции президент в ответе за внешнюю политику и безопасность Грузии, — заявил "Известиям" Дарчиашвили. — Поспешное изменение статуса разведки может снизить ее эффективность. Есть опасность, что она превратится в обычный департамент канцелярии премьер-министра".
Грузинский эксперт, отставной полковник госбезопасности Бесик Аладашвили сказал, что "Саакашвили не слушал своих разведчиков, а если бы слушал, то, может быть, не случилось бы событий 2008 года". По мнению эксперта, для большей эффективности следовало бы выделить из МВД контрразведку и объединить ее с СВР.
В конце февраля парламентарии уже перевели под контроль правительства Службу государственной охраны (СГО) в составе 1,8 тыс. сотрудников. Саакашвили оставили 350 из них для обеспечения личной безопасности, но грузинский президент демонстративно отказался от охраны. Он не доверяет назначенному Бидзиной Иванишвили на пост руководителя СГО Анзору Чубинидзе, так как ранее тот охранял премьер-министра, пишет газета "Известия".
"После того, как премьер-министр единолично освободил с должности начальника Специальной службы государственной охраны Темура Джанашия, сейчас взамен предоставления охраны он ставит условие президенту — изменение Конституции", — заявила пресс-спикер Саакашвили Манана Манджгаладзе. При этом она отметила, что "это не помешает первому лицу государства в передвижении, и, соответственно, проводить встречи с народом, что систематически происходило в последние недели".
Председатель парламента Грузии Давид Усупашвили назвал решение Саакашвили об отказе от услуг Специальной службы государственной охраны "супербезответственным".
"Если в создавшейся ситуации президент пойдет на такую спекуляцию, и будет ходить без охраны, это будет называться немного иначе. Президенты не принадлежат себе, и их охрана обязательна, поэтому заявления такого типа являются супербезответственными. Думаю, он сказал это на горячую голову, и его безопасность будет обеспечена", — заявил Усупашвили журналистам.
Он отметил, что вопрос государственной охраны не рассматривался в ходе обсуждения поправок в Конституцию. "Ни на одном этапе переговоров вопрос охраны не был связан с конституционной тематикой. В ходе переговоров тема государственной охраны была связана с назначением послов Грузии за рубежом, каким бы парадоксальным это ни казалось", — сказал Усупашвили.
По его словам, Специальная служба госохраны была разделена, и подразделение, занимающееся охраной президента и его семьи, подчинялось самому Саакашвили, а разногласие заключалось в том, сколько человек должно быть в составе его охраны — 400 или 1800.
"Была создана специальная комиссия, в которую вошли эксперты по охране, а также юристы и политологи. После недельной работы согласие не было достигнуто, так как предложение со стороны правительства было неожиданным для Саакашвили. Он посчитал, что 400 человек — недостаточно", — заявил Усупашвили, передает агентство "Новости-Грузия".