Допросы бывших чиновников правительства Грузии по делу о банкротстве учрежденного нынешним премьер-министром Бидзиной Иванишвили банка "Карту" продолжаются. 22 декабря на допрос в ГУВД Тбилиси были вызваны бывший министр финансов Грузии Дмитрий Гвиндадзе и бывший премьер-министр Николоз Гилаури. Оба явились на допрос в назначенное время. До входа в здание оба заявили, что получили повестку от МВД, но по какому делу вызываны, им неизвестно.
21 декабря по делу о банкротстве "Карту" была допрошена бывший министр экономики и устойчивого развития Грузии Вероника Кобалия. Она была отпущена после продолжавшегося несколько часов допроса. Кобалия заявила, что ответила на все вопросы, но так как следствие продолжается, от разглашения деталей она воздерживается. Экс-министр подтвердила, что ее допрашивали по делу "Карту". По этому же делу ранее был допрошен бывший министр энергетики и финансов Александр Хетагури, передает ИА REGNUM.
Ранее МВД Грузии сообщило о расшифровке преступной схемы, по которой представители бывшей власти во главе с президентом Михаилом Саакашвили пытались "обанкротить" банк "Карту". О некоторых деталях этой схемы рассказала начальник пресс-службы министерства Нино Гиоргобиани.
"Существующими в уголовном деле показаниями и уликами подтверждается, что в преступной схеме, которая была направлена на банкротство Cartu Bank (бенефициарным владельцем которого является Иванишвили) и нанесение ему финансового ущерба, согласованно и организовано действовали различные звенья бывшей власти. В частности, парламент Грузии, министерства юстиции, финансов и экономики, с входящими в них структурами и подструктурами", — подчеркнула Гиоргобиани, передает агентство "Новости-Грузия".
Преступный план состоял из нескольких этапов. После того, как Иванишвили открыто заявил о начале политической деятельности, бывшие высокопоставленные чиновники правительства разработали, а парламент страны утвердил изменения в действующее законодательство, согласно которым государству в случае наличия у того или иного предприятия налоговой задолженности предоставлялось право реализации имущества этого предприятия с аукциона, независимо от того, было это имущество обременено ипотекой в пользу банка или нет.
Нино Гиоргобиани подчеркнула, что эти изменения были приняты с единственной целью — обанкротить банк "Карту". А чтобы банк не имел возможности выкупить заложенное у него имущество других предприятий по разумной цене, Национальное бюро исполнения при непосредственной организации его бывшего начальника Николоза Мелия срывало аукцион, затем имущество передавалось министерству экономики, а министерство по распоряжению президента производило отчуждение этого имущества в пользу тех компаний или юридических лиц, которые были связаны с прежними владельцами отчуждаемого имущества.
Согласно преступной схеме, те приближенные к властям бизнесмены, которые имели кредитные задолженности перед банком "Карту", должны были признать наличие у них несуществующих налоговых задолженностей. После этого обремененное ипотекой в пользу банка "Карту" имущество этих бизнесменов Национальное бюро исполнения выносило на аукцион. На аукционе покупателей не фиксировалось, и непроданное имущество передавалось министерству экономики, а то путем прямой продажи производило отчуждение этого имущества либо компаниям прежних владельцев либо их близким.
"Таким преступным путем приближенные к властям бизнесмены не теряли свое имущество, а за участие в преступной схеме им отменялись кредиторские задолженности перед банком "Карту". Соответственно пострадавшим становился банк "Карту", — пояснила Нино Гиоргобиани.
По ее же информации, на тот период, когда бывшие власти осуществляли этот преступный план, банком "Карту" было выдано кредитов предпринимательским субъектам на почти $60 млн и более чем 3,7 млн лари.
В качестве подтверждения сказанного Нино Гиоргобиани привела и конкретный факт. В начале ноября 2011 года бывший министр юстиции Зураб Адеишвили вызвал в свой кабинет бывшего начальника службы доходов минфина Джабу Эбаноидзе, рассказал ему о схеме "банкротства" банка "Карту" и поручил ее осуществление. Эбаноидзе, в свою очередь, возложил осуществление схемы на начальника главного управления департамента аудита службы доходов Георгия Лашхия и его заместителя Отара Агладзе. Они задействовали в этой схеме фирмы бывшего губернатора региона Мцхета-Мтианети Яго Чочели, предприятия родственников бывшего начальника департамента криминальной полиции Ираклия Кодуа и бывшего президента Ассоциации малых и средних предпринимателей Георгия Исакадзе. Эти предприятия были проданы именно по той схеме, которую власти разработали с целью банкротства "Карту".
По информации Нино Гиоргобиани, Джаба Эбаноидзе, Георгий Лашхия, Отар Агладзе и бизнесмены согласились на сотрудничество со следствием, и благодаря их показаниям и другим бесспорным доказательствам следствию удалось расшифровать эту преступную схему, в которой были задействованы парламент, министерство юстиции, министерство финансов и министерство экономики и устойчивого развития, а также входящие в них структурные подразделения.