Сенат конгресса США единогласно одобрил новый, третий по счету, пакет санкций против Ирана. Санкции, законопроект о которых был принят в виде поправки к рассматриваемому палатой в настоящее время оборонному бюджету, направлены на компании энергетического сектора Ирана, иранских судовладельцев, судостроителей и банки. Целью санкций является ограничить доступ этих компаний к услугам международного страхования, а также воспрепятствовать получению Ираном возможных доходов от продажи и транспортировки энергоресурсов.
Санкции вступят в силу после того, как президент страны подпишет закон об оборонном бюджете.
Как говорится в тексте документа, новый пакет санкций предусматривает "расширение поддержки США прав человека в Иране" и преследование тех иранских чиновников, кто "перенаправляет" потоки гуманитарной помощи, направляемой нуждающимся.
Ранее в августе сенат уже вводил санкции против Ирана. Тогда они были приняты против компаний и лиц, которые сотрудничают с иранскими властями в области добычи урана, продают Ирану, арендуют или предоставляют ему танкеры для перевозки нефти, а также предоставляют страховое покрытие госкомпании National Iranian Tanker.
Документ также предусматривал санкции против лиц и компаний, оказывающих помощь Ирану в покупке оборудования для глушения радио- и телесигнала, средств слежения, а также экипировки и спецсредств для подавления демонстраций.
Первый пакет санкций против Ирана конгресс США принял в начале 2012 года. Тогда парламентарии наделили администрацию правом применять дополнительные односторонние санкции к иностранным финансовым институтам и компаниям, заключающим сделки с Ираном.
Целью этого шага было сокращение финансирования иранской экономики через принуждение иностранных государств к отказу от закупок иранской нефти, а также изоляция Центробанка Ирана, передает РИА Новости.
А 8 ноября США ввели односторонние санкции против ряда иранских должностных лиц, а также министерств и ведомств ИРИ. Об этом в четверг объявила пресс-служба госдепартамента США. Как отметили в пресс-службе, данные карательные меры предпринимаются за ущемление прав граждан Ирана.
В соответствии с распространенными внешнеполитическим ведомством США сведениями, под действие санкций попали министр связи и информационных технологий Реза Тагипур, министерство культуры и исламской ориентации и подчиняющийся ему совет по надзору за прессой, другие "ключевые физические лица и организации, несущие ответственность за оказание содействия режиму в расправе" над инакомыслящими и применение "цензуры в отношении иранского народа". Имена остальных иранских чиновников и ведомств, в отношении которых введенных санкции, не уточняются.
Как утверждают в Вашингтоне, все внесенные в "черный список" официальные лица и правительственные организации в Тегеране причастны к использованию цензуры в отношении собственных сограждан и ведению "другой деятельности", которая нарушает "свободу слова и собраний" или карает за ее использование, а также "ограничивает доступ к печатным средствам массовой информации, телевидению и радио, в том числе посредством глушения спутникового сигнала из-за рубежа на Иран". Тагипур обвиняется в том, что дал распоряжение о глушении иностранного телевизионного сигнала на Иран, ограничение подключения рядовых граждан к Интернету в своей стране; министерство культуры и исламской ориентации — в подавлении свободы прессы, "закрытии множества газет, арестах журналистов".
На практике шаг администрации Обамы означает, что в отношении попавших под действие санкций должностных лиц вводится запрет на въезд в США. Попадающие в руки американских властей активы внесенных в "черный список" лиц и организаций будут "заморожены". Кроме того, американцам отныне запрещается вести какие-либо дела с людьми и ведомствами, против которых введены санкции.
С точки зрения Вашингтона, правительство в Тегеране продолжает кампанию, направленную на то, чтобы "остановить свободное течение информации в Иран и из него". Иранские власти в последнее время задерживали или подвергли пыткам многочисленных "активистов, журналистов, юристов, студентов и творческих работников", убеждены в госдепартаменте США. Как он подчеркнул, американская администрация "продолжит поддерживать иранский народ в его стремлении защитить свои достоинство и свободы", будет препятствовать попыткам Тегерана создать "электронный занавес", отсекающий соотечественников от свободного обмена информацией в мире, передает ИТАР-ТАСС.
Между тем, накануне заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что многочисленные санкции в отношении Ирана не дают искомого результата. "Мы, к сожалению, пока все еще топчемся на месте. Мы, несмотря на все усилия, не достигли результата, и у нас сохраняются определенные немалые расхождения с американцами по важной составляющей так называемой иранской политики, это санкционная составляющая", — сказал Рябков.
"Нам говорят, что санкции нужны для того, чтобы помочь успеху на переговорах, но они (санкции) не дают искомого эффекта", — отметил замглавы МИД РФ.
"У нас большие сомнения, что санкции предназначены для достижения результата на переговорах, то, как декларируют это их авторы и спонсоры. Мы думаем, что санкции в большей степени нацелены на расшатывание политической системы в Иране, на создание социальной неустойчивости там, на тот социально-политический инжиниринг, который мы, к сожалению, наблюдаем и в других точках мира, прежде всего, на Ближнем Востоке и Северной Африке", — подчеркнул Рябков.
Высокопоставленный дипломат подчеркнул, что угроза применения силы не сподвигнет Иран на уступки в вопросе о ядерной программе. "Угрозы применения силы — это худший из возможных контекстов, худший фон для переговоров. Понятно, что под нажимом никто на уступки не идет. И наивно полагать, что угроза применения силы сподвигнет тех, кто принимает решения в Тегеране, к каким-то правильным решениям", — сказал он.