Военно-воздушные силы Сирии применяют против боевиков антиправительственных формирований кассетные бомбы, от которых отказались 77 стран мира, уверяют в международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW).
В заявлении HRW говорится, что организация располагает данными, подтверждающими применение кассетных бомб в период с 9 по 12 октября этого года в провинциях Идлиб, Хомс, Алеппо и Латакия, а также в ходе боевых действий под Дамаском. Как сообщает HRW, в частности, сирийская армия неоднократно бомбила кассетными бомбами шоссе, которое проходит через город Мааррет-эн-Нууман, который стал ареной боев между правительственными войсками и боевиками. При этом организация отмечает, что кассетные бомбы сбрасывались, в основном, с вертолетов.
В подтверждение своего заявления HRW приводит на своем сайте видеоролик, где демонстрируются неразорвавшиеся кассетные бобы, с которыми играют дети. Эти боеприпасы, в случае, если они не разорвались после их применения, представляют опасность для людей в течение нескольких месяцев или даже лет. Как утверждают правозащитники, сирийские ВВС используют кассетные бомбы РБК-250, РБК-275 и РБК-500 советского производства.
Кассетные бомбы распадаются после сбрасывания на несколько небольших бомбочек. По данным HRW, порядка 77 государств мира подписали Договор о кассетных боеприпасах, запрещающий их применение. Сирия этот документ не подписала, не сделали этого и основные производители данных бомб - США, Россия и Китай. США активно применяли кассетные бомбы в ходе ударов по Югославии в 1999 году, передает РИА Новости.
Отметим, что ранее Сирию заподозрили в намерении использовать химическое оружие. В июле представитель МИД Сирии Джихад Макдиси заявил, что Дамаск может использовать его в случае иностранного военного вмешательства. При этом дипломат заверил, что "химическое оружие, которым располагает Сирия, никогда не будет использовано против мирного населения, вне зависимости от того, как будет развиваться кризис, в котором находится в настоящее время страна". Он также отметил, что все имеющиеся в Сирии запасы этого оружия "находятся под контролем и охраной сирийской армии".
Это заявление вызвало бурную реакцию со стороны мирового сообщества. В частности, президент США Барак Обама заявил, что перемещение или использование в полном объеме химического оружия в Сирии станет "красной чертой" для США, после которой Вашингтон может пересмотреть нынешний подход к решению конфликта. Некоторые СМИ расценили эти слова как заявление о готовности начать военную интервенцию в Сирию, однако на следующий день Белый дом опроверг это и попросил представителей СМИ не интерпретировать слишком вольно высказывания президента.
В свою очередь, вице-премьер Сирии по экономическим вопросам Кадри Джамиль отметил, что Запад, поднимая волну вокруг хранящегося в Сирии химического оружия, ищет предлог для военного вмешательства в дела страны. По словам Джамиля, западные страны ищут любую возможность для непосредственного военного вмешательства в Сирию после первого вето России и Китая в СБ ООН.
Параллельно продолжает развиваться скандал с сирийским пассажирским самолетом Аirbus А320, следовавшим из аэропорта Внуково в Дамаск. В ночь на 11 октября военно-воздушные силы Турции заставили воздушное судно приземлиться в Анкаре. Турция заподозрила, что на борту самолета может находиться оружие. После многочасового обыска экипажу было разрешено продолжить движение по маршруту, однако были конфискованы запчасти к радиостанциям, которые турки признали военным грузом.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров пояснил в пятницу вечером, что никакого оружия на борту перехваченного Турцией самолета не было.
"Секретов у нас никаких нет. Мы ситуацию уточнили: идет речь о том, что никаких вооружений на этом самолете не было и не могло быть. На самолете находился груз, который легальный российский поставщик направлял легальным способом легальному заказчику. Груз этот являет собой электротехническое оборудование для РЛС, оборудование двойного назначения, но не запрещенное никакими международными конвенциями. Полностью в соответствии с требованиями были оформлены грузовые документы", - пояснил Лавров.
Глава МИД подчеркнул, что перевозка такого рода грузов гражданскими воздушными судами является "абсолютно обычной практикой". "Это подтверждается и тем фактом, что еще до того, как сирийский самолет вошел в турецкое воздушное пространство, турецкие власти предложили ему либо изменить маршрут, либо приземлиться в Анкаре. Пилот совершил посадку, поскольку он знал, что ничего противозаконного он не совершает", - добавил глава внешнеполитического ведомства.
Лавров отметил, что поставщик оборудования намерен требовать возврата груза, который является его собственностью. "И самое последнее: мы ожидаем официального ответа на запрос к турецкой стороне о причинах отказа в доступе граждан России, которые находились на борту, для российских дипломатов", - заявил он, передает РБК.