В Туркменистане появилась вторая политическая партия — Партия промышленников и предпринимателей. Учредительный съезд партии, прошедший в офисе Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ) в Ашхабаде, собрал 300 делегатов, представляющих предпринимательские структуры, со всех регионов страны.
Оргкомитет по учреждению новой политической партии был создан в апреле и с того времени проводил необходимую организационную и пропагандистскую работу.
Съезд избрал членов Центрального совета и его председателя, которым в результате альтернативных выборов стал главный специалист СППТ Оразмаммед Маммедов. На съезде также были утверждены устав и программа новой партии. Кроме того, участники приняли обращение к туркменскому народу.
Название новой партии вовсе не означает, что ее членами могут стать только бизнесмены, предприниматели и деловые люди. Как ранее сообщали в оргкомитете, в Партию предпринимателей может вступить любой гражданин Туркменистана, достигший 18 лет и разделяющий программные цели партии.
По официальным сообщениям, вопрос создания новой политической силы неоднократно рассматривался на заседаниях туркменского правительства, что говорит о том, что Партия предпринимателей не будет оппозиционной.
Туркменистан до сегодняшнего дня (21 августа) являлся единственным государством на постсоветском пространстве, где сохранялась однопартийность. С 1991 года в стране действовала одна политическая сила — Демократическая партия Туркменистана, созданная первым президентом страны Сапармуратом Ниязовым. Туркменбаши возглавлял ее со времени основания вплоть до своей кончины в конце 2006 года, передает РИА Новости.
В 2007 году партию возглавил Гурбангулы Бердымухамедов, избранный президентом Туркмении в том же году и переизбранный на второй срок в феврале нынешнего года. Бердымухамедов заявил, что "его страна будет развиваться и совершенствоваться на принципах истинной демократии", и призвал всех желающих создать оппозиционную политическую структуру.
В 2010 году Бердымухамедов в качестве альтернативы партии власти предложил создать в стране Крестьянскую партию. Позже появилась информация, что партия будет сформирована на основе Союза промышленников и предпринимателей Туркмении, который возглавляет близкий друг главы государства Александр Дадаев.
Дадаев является руководителем крупнейшего частного предприятия "Гуш топлумы" ("Птицеводческий комплекс"), владельцем единственного частного банка в республике ("Рысгал"), учредителем единственной частной газеты, заместителем председателя туркмено-российского делового совета, пишет Лента.ру.
В день создания партии Дадаев обратился к присутствующим со вступительным словом, поздравив "со знаковым, историческим для страны событием — созданием новой партии, что стало возможным благодаря принятому в начале нынешнего года Закону Туркменистана "О политических партиях".
Напомним, с июня Демократическая партия Туркменистана была лишена стопроцентного государственного финансирования. С членов партия начали удерживать ежемесячные взносы в размере 1% от заработной платы.
"До последнего времени Демократическая партия Туркменистана, равно как и квази-общественные объединения Союз женщин, Союз молодежи и Союз ветеранов, выполняющие функции идеологической поддержки власти, содержались за счет государственного бюджета", — говорилось в сообщении на портале "Хроника Туркменистана".
"Теперь, с июня месяца, с членов партии удерживают ежемесячные взносы в размере 1% от заработной платы", — подчеркивали авторы.
"В декабре 1991 года, коммунистическая партия Туркменистана была переименована в демократическую. До сих пор эта партия остается единственным политическим образованием в стране. Хотя и не пользуется таким авторитетом, какой в свое время имела партия коммунистическая. Членство в коммунистической партии было одним из важнейших условий для карьерного роста. Сейчас же, членство в партии, как и партийный стаж не имеют столь серьезного значения. Отбор осуществляется по другим критериям" — также отмечалось в тексте, передает ИА REGNUM.
Закон о политических партиях был принят в Туркменистане в январе этого года. Конституция Туркмении предусматривала возможность создания политических партий и ранее, до принятия этого закона. Однако за более чем 20-летнюю историю независимого развития другие политические партии в стране так и не были созданы.