В Пакистане приступило к работе новое правительство, сформированное после того, как в минувшую пятницу присягу принял новый премьер-министр Раджа Первез Ашраф. До этого назначения он занимал пост министра энергетики и водных ресурсов в правительстве экс-премьера Юсуфа Гилани.
В новый кабинет вошли 27 федеральных и 11 государственных министров. Состав нового правительства не претерпел существенных изменений.
После утверждения парламентом Раджа Первез Ашраф пообещал, что приоритетное внимание его кабинет уделит борьбе с энергетическим кризисом, который переживает Пакистан.
Юсуфа Резу Гилани Верховный суд страны лишил права занимать должность премьера вскоре после того, как тот отказался сотрудничать со следователями по делу о коррупции, в которой обвиняли президента Асифа Али Зардари.
19 июня в ходе заседания Верховного суда его председатель Ифтихар Чоудри дисквалифицировал Гилани и постановил, что президент Пакистана Асиф Зардари в этой связи должен назначить нового главу кабинета министров. "Премьер-министр Юсуф Гилани де-юре не является главой правительства с 26 апреля этого года, - отметил в Исламабаде председатель Верховного суда. - Он также не может больше являться депутатом пакистанского парламента".
Премьер-министр Гилани уже долгое время является главным фигурантом громкого дела о незаконно объявленной в 2007 году политической амнистии. В частности, ему вменяется в вину отказ выполнить постановление суда и возобновить уголовные дела в отношении действующего президента Зардари и многих других представителей политической и экономической элиты этой южноазиатской страны. "Я не буду писать никаких писем властям Швейцарии с просьбой возобновить уголовные дела против президента Зардари, - ранее подчеркивал глава пакистанского кабинета министров. - Согласно конституции, президент Пакистана на время исполнения им своих полномочий главы государства пользуется иммунитетом от любого вида преследований, и лишить его этого иммунитета может только пакистанский парламент".
После отказа подчиниться вердикту правосудия в апреле этого года Верховным судом премьер-министр Гилани уже был признан виновным по этому громкому делу и даже провел символические 5 минут под стражей прямо в зале суда, что автоматически лишило его права в дальнейшем занимать выборные должности. Однако тогда глава кабинета проигнорировал вердикт и заявил, что не считает себя виновным, передает ИТАР-ТАСС.
Согласно контитуции Пакистана, любой член парламента, который отказался выполнить постановление суда, должен быть лишен своего законодательного поста. Гилани заявил ранее, что премьер-министр может быть отправлен в отставку только по решению парламента.
Еще в декабре 2009 года Верховный суд страны вынес вердикт о неконституционности Декрета об амнистии 2007 года, который был принят тогдашним военным лидером Пакистана генералом Первезом Мушаррафом. Декрет объявлял амнистию политикам и бывшим чиновникам от оппозиционных партий, в отношении которых были открыты уголовные дела.
Среди фигурантов дел о коррупции - нынешний президент Пакистана Асиф Али Зардари, а также ряд других действующих членов кабинета. Гилани не стал возобновлять эти дела, ссылаясь на то, что президент имеет юридический иммунитет на то время, на которое он занимает свой пост.
Мушарраф принимал в 2007 году решение об амнистии как шаг к политическому примирению. Декрет об амнистии стал результатом соглашения Мушаррафа и оппозиции, которое было достигнуто при посредничестве США и рассчитано, прежде всего, на тогдашнего лидера оппозиции Беназир Бхутто, жившую в изгнании. Декрет открыл возможность многим видным политикам, в том числе Бхутто, вернутся на родину и принять участие в парламентских выборах, призванных перевести Пакистан с военного на гражданское правление. Сейчас эта амнистия стала поводом для нападок на действующий кабинет, передает РИА Новости.
В Пакистане нарастает политический кризис. Недовольство правящим кабинетом выражают многие - и оппозиция, и военные, которые традиционно имеют большое влияние на пакистанскую политику. После того как американские военнослужащие уничтожили в Пакистане главу "Аль-Каиды" Усаму бен Ладена, отношения между президентом Зардари и пакистанской военной верхушкой резко ухудшились.
Отношения между гражданской администрацией и военными серьезно обострились после публикации в середине ноября американским журналом The Foreign Policy конфиденциального меморандума, адресованного тогдашнему главе Объединенного комитета начальников штабов ВС США адмиралу Майку Маллену. В записке, якобы составленной послом Пакистана в США Хусейном Хаккани с ведома президента Зардари, содержится адресованная американцам просьба помочь гражданской администрации Пакистана перехватить контроль над вооруженными силами, оттеснив фактически автономных высших руководителей армии. Скандал, получивший название "Мемогейт", привел к отставке Хаккани и к расследованию обстоятельств составления меморандума Конституционным судом по настоянию генерала Каяни. Гражданские власти страны свою причастность к появлению документа категорически отрицали, а Зардари даже назвал это "заговором против (его) правительства".