Иран и Северная Корея не имеют достаточного потенциала для разработки в ближайшей перспективе баллистических ракет, способных достичь Европы. Об этом говорится в статье директора Центра общественно-политических исследований Владимира Евсеева, опубликованной в специальном сборнике журнала "Национальная оборона" к международной конференции по проблемам ПРО.
Согласно данным Евсеева, только две жидкостные ракеты из иранского арсенала обладают дальностью стрельбы более тысячи километров - это "Шехаб-3М" (1,1 тысячи километров при весе головной части в тонну) и ее модификация "Гадр-1" (1,6 тысячи километров, 750 килограммов). Иран сейчас имеет не более 32 пусковых установок одноступенчатых ракет "Шехаб-3" и "Гадр-1" в составе бригады, размещенной в центральной части страны.
Евсеев отмечает, что программа создания ракет "Шехаб-4" с дальностью 2,2-3 тысячи километров была прекращена или приостановлена в октябре 2003 года по политическим причинам. Тегеран также планировал разработку баллистических ракет "Шехаб-5" и "Шехаб-6" с дальностью стрельбы 3 тысячи и 5-6 тысяч километров соответственно.
"Однако, по мнению российских и американских специалистов, возможности развития ракет в этом направлении в значительной степени исчерпаны. Это, конечно, не исключает создания иранцами многоступенчатых жидкостных ракет, но более вероятно, что основные ресурсы будут сконцентрированы на совершенствовании твердотопливных ракет", - говорится в статье Евсеева.
В мае 2009 года Тегеран заявил об успешном запуске двухступенчатой твердотопливной ракеты "Саджиль-2". Максимальная дальность стрельбы этой ракеты при весе головной части в одну тонну, что предполагает 750-килограммовую боеголовку, составляет 2,2 тысячи километров. При уменьшении веса головной части до 500 килограммов, исключающем использование ядерной боеголовки, дальность стрельбы может быть увеличена до 3 тысяч километров.
"После принятия на вооружение "Саджиль-2" через четыре-пять лет возможно создание новой трехступенчатой твердотопливной баллистической ракеты. По имеющимся оценкам дальность ее полета при головной части весом в одну тонну составит от 2,7 до 3,5 тысячи километров. Этого явно недостаточно, чтобы создать потенциальную угрозу для всей Европы, особенно учитывая вероятное размещение перспективных ракет в центре Ирана - расстояние между иранским городом Йезд и расположенной в центре Европы Праге составляет более 3,8 тысячи километров", - считает эксперт.
Сухопутные войска КНДР имеют в своем составе отдельный ракетный полк, вооруженный ракетами "Хвасон-6" (дальность - до 500 километров), и три отдельных ракетных дивизиона, вооруженных ракетами "Нодон-1" (1,3-1,5 тысячи километров с полезной нагрузкой от 700 до тысячи килограммов). Потенциально они могут выступать в качестве носителей ядерного оружия.
По данным Евсеева, в КНДР ведутся работы по созданию двух- и трехступенчатых жидкостных баллистических ракет типа "Тэпходон". Их дальность действия, в зависимости от веса полезной нагрузки, может составлять до 6 тысяч километров. Однако отсутствие достаточного финансирования и отсталость материально-технической базы в условиях действия международных санкций на основе резолюций 1718 и 1874 Совета Безопасности ООН, по мнению эксперта, сильно затрудняют завершение работ по этому проекту. Эти резолюции требуют также приостановить ракетную программу и восстановить мораторий на запуски баллистических ракет, что исключает возможность проведения летно-конструкторских испытаний разрабатываемых ракет.
"В таких условиях крайне маловероятно создание в КНДР к 2020 году межконтинентальной баллистической ракеты. Учитывая, что расстояние между Пхеньяном и Бухарестом - столицей ближайшего европейского государства - составляет 7,7 тысячи километров, становится очевидным отсутствие для Европы северокорейской ракетной угрозы на весь рассматриваемый период", - указывает Евсеев, передает РИА Новости.
Между тем, комитет Совета Безопасности ООН ввел новые меры против Северной Кореи и ужесточил режим соблюдения уже существующих ограничений. Об этом говорится в заявлении, распространенном постоянным представителем США при ООН Сюзан Райс.
"Пакет новых мер, введенных комитетом, является серьезным и эффективным ответом на провокацию со стороны Северной Кореи, - говорится, в частности, в заявлении американского посла. - Мы в первую очередь приветствуем решения об обновлении перечней ядерной технологии двойного назначения и технологии баллистических ракет, запрещенной к передаче Северной Корее или из Северной Кореи, а также о замораживании активов трех важных северокорейских компаний, несущих ответственность за незаконную деятельность".
Как сообщалось, США, ЕС, Южная Корея и Япония внесли на рассмотрение комитета по санкциям в отношении КНДР СБ ООН список из приблизительно 40 северокорейских компаний на предмет возможного принятия против них санкций в ответ на недавний запуск северокорейской ракеты "Ынха-3". Решения комитета по санкциям, в который входят представители всех 15 членов СБ, должны приниматься единогласно.
16 апреля СБ ООН осудил состоявшийся тремя днями ранее запуск северокорейской ракеты "Ынха-3", назвав это "серьезным нарушением" ранее принятых Советом резолюций. В этой связи СБ потребовал от КНДР не проводить никаких новых запусков с использованием технологии баллистических ракет, приостановить любую деятельность, связанную с программой баллистических ракет, отказаться от всех ядерных вооружений и существующих ядерных программ.
СБ ООН дал указание своему комитету по санкциям в отношении КНДР подкорректировать санкционные меры, предусмотренные резолюциями 1718 и 1874, и доложить об этом в течение 15 дней. В частности, Совет распорядился расширить "черный" список фирм и организаций, а также наименований ассортимента товаров, имеющих отношение к северокорейским ядерным и ракетным программам, и обновить имеющуюся по ним информацию, передает ИТАР-ТАСС.