Президент Чечни Рамзан Кадыров освободил от должности премьер-министра республики Одеса Байсултанова, занимавшего этот пост последние пять лет. Уволенный уже назначен на должность первого заместителя полпреда Северо-Кавказского региона Александра Хлопонина. Сейчас СМИ гадают, кто займет вакантную должность.
Смену премьер-министра в Чечне ожидали давно. А вчера в аппарате полпреда президента России в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) журналистам сообщили, что "Одес Байсултанов уволен и сейчас рассматривается его кандидатура на пост заместителя полпреда по социальным вопросам". "В настоящее время премьер находится в отпуске, куда ушел 17 апреля", - заявил вчера пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов.
По словам источника в одном из министерств Чеченской Республики, причиной увольнения премьера послужило недовольство Рамзана Кадырова своим подчиненным. На место Байсултанова рассматривают в качестве главного кандидата главу Минфина Эли Исаева. Напомним, Исаев в начале привлек к себе внимание прессы, призвав заменить Роснефть компаниями из Азербайджана в разработке нефтяных месторождений республики.
"Байсултанов назначен на должность первого заместителя Александра Хлопонина. Указ уже подписан, и кабинет бывшему премьеру в Пятигорске уже выделили, - сказал источник в Минфине. - Но, скорее всего, Байсултанов по-прежнему будет базироваться в республике, а по большим "праздникам" (на совещания и так далее) выезжать в Пятигорск".
На новой должности бывший премьер-министр будет курировать инвестиционную политику в республиках СКФО, в первую очередь в Чеченской. Как напоминает собеседник газеты, сам Хлопонин на совещаниях признавал, что ему в аппарате необходим человек, способный лоббировать интересы Чечни.
Также на освободившуюся должность, по данным собеседника газеты, претендуют: министр сельского хозяйства республики Абубакар Эдельгериев и руководитель администрации главы и правительства Чечни, Герой России Магомед Даудов, пишет газета "Взгляд".
Имя нового премьер-министра позволит оценить дальнейшие планы Москвы относительно республики. Если Рамзану Кадырову позволят назначить премьером такого же лояльного себе человека, как господин Байсултанов, значит, "чеченская политика" Кремля остается неизменной. Если же будет назначен "московский" премьер, то это означает, что Кремль заинтересован в большем контроле за ситуацией в республике. Второй вариант вполне возможен: среди кандидатов на пост премьера, в частности, называют бывшего мэра Грозного, а ныне высокопоставленного сотрудника Национального антитеррористического комитета (НАК) Олега Жидкова.
Байсултанов, двоюродный брат Рамзана Кадырова, работал премьер-министром Чечни с апреля 2007 года. Именно эти годы стали периодом форсированного восстановления Чечни, в частности Грозного. В прошлом году на 35-летие Рамзана Кадырова был открыт комплекс небоскребов "Грозный-Сити", а еще раньше был сдан в эксплуатацию самый большой стадион на Северном Кавказе "Ахмат-арена".
Все эти и другие впечатляющие достижения, как в Грозном, так и в Москве, связывают не столько с работой господина Байсултанова, сколько с деятельностью господина Кадырова, который в режиме ручного управления в последние годы руководил республикой в целом и процессом восстановления республики в частности. Вот как, например, в мае прошлого года оценил вклад Рамзана Кадырова глава Счетной палаты Сергей Степашин: "Вот с чем легко работать с Рамзаном Кадыровым, так это, если Счетная палата выявляет недостатки, поверьте мне, через полгода или недостатки устраняются, или люди, которые допускают их, лишаются работы".
Рамзан Кадыров, пользуясь исключительной поддержкой Владимира Путина, легко преодолевал бюрократические барьеры со стороны федеральных чиновников и обеспечивал финансирование из российского бюджета всех проектов. И что не менее важно - успеху господина Кадырова в реконструкции республики способствовала абсолютная лояльность республиканских чиновников, в том числе и премьера.
При прежних президентах Чечни Ахмате Кадырове и Алу Алханове все премьеры были назначены из Москвы и играли роль своеобразных контролеров за деятельностью чеченских чиновников. Главным образом этот контроль касался расходования выделяемых из федерального бюджета денег. Попытки делегатов Москвы взять под контроль финансовые потоки нередко приводили к конфликтам между высшими руководителями Чечни. Так, Михаил Бабич, занимавший пост премьера при Ахмате Кадырове, ушел со своего поста со скандалом, не проработав и полгода. Причиной стали разногласия главы республики и премьера по поводу кандидатуры министра финансов.
Рамзан Кадыров благодаря исключительному доверию и колоссальной поддержке Кремля фактически сделал должность главы правительства технической и лишенной хоть какого-то политического влияния. Если новым премьером Чечни станет кто-то из местных выдвиженцев (уже называются, в частности, имена двух вице-премьеров - Эли Исаева и Абубакара Тумхаджиева), то можно с уверенностью сказать, что Кремль не собирается менять свою политику в отношении Чечни. А Рамзан Кадыров по-прежнему будет получать достаточные ресурсы на восстановление республики, отвечая при этом за стабильность в регионе.
Однако источники не исключают того, что Москва попробует предложить свою кандидатуру на пост премьер-министра. В частности, они называют в качестве кандидата Олега Жидкова, бывшего мэра Грозного, а ныне заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета (НАК). Назначение в Чечню русского премьера, а тем более кадрового спецслужбиста Жидкова, может быть продиктовано желанием Кремля взять под контроль "чеченские деньги", считает эксперт по Северному Кавказу Алексей Малашенко.
Связаться с господином Жидковым не удалось. В аппарате полпреда в СКФО возможное назначение премьером Чечни господина Жидкова не подтвердили, но и не опровергли: "Было бы неплохо, если бы это произошло", пишет газета "Коммерсантъ".