Алжир отказался выдать Ливии членов семьи бывшего главы Джамахирии Муамара Каддафи, сообщила во вторник газета "Аш-Шурук" со ссылкой на источники в руководстве Алжира.
Причиной отказа стало отсутствие у алжирской стороны каких-либо официальных указаний на этот счет от Международного уголовного суда и от Интерпола, уточнили газете источники.
На территории Алжира с осени прошлого года находятся вдова Каддафи София, его дочь Аиша, сыновья Ганнибал, Мухаммед, а также члены их семей. Всем им было предоставлено право пребывания на алжирской территории "из гуманитарных соображений".
Кроме того, и от самих новых властей Ливии до сих пор Алжиру не поступало официального запроса об экстрадиции в Триполи родственников Каддафи. Алжирские власти подтвердили, что дочь Каддафи Аиша полностью согласилась с условиями нахождения в Алжире, отказавшись от любой политической деятельности, направленной против соседней Ливии.
Несколько дней назад Ливия потребовала от соседних стран передать Триполи всех сторонников бывшего ливийского лидера, которые до сих пор скрываются на их территории. В случае отказа от сотрудничества с Триполи в этом вопросе ливийские власти пригрозили "пересмотреть дальнейшее развитие отношений с этими государствами".
В середине февраля 2011 года в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правившего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между силами режима и оппозицией, получившей поддержку сил НАТО. Оппозиция сформировала в городе Бенгази Переходный национальный совет (ПНС), который до сих пор руководит страной.
В ходе почти десяти месяцев боевых действий противникам Каддафи удалось установить контроль практически над всей территорией Ливии. Каддафи погиб в октябре 2011 года в районе своей "малой родины" - города Сирт - от рук захвативших его в плен повстанцев.
Многие сторонники и родственники Каддафи бежали из Ливии в другие страны, преимущественно в соседние, которые предоставили им возможность остаться с обязательным условием отказа от политической деятельности, передает РИА Новости.
17 февраля в Ливии отметили годовщину начала восстания против режима Муаммара Каддафи. Основными местами проведения торжеств стали: главный оплот несогласных с политикой убитого полковника - город Бенгази и столица страны Триполи. Дата была выбрана, как годовщина "Дня гнева", с которого и началось массовое неповиновение властям, сообщает France 24.
Отметим, что многие правозащитные организации, включая столь авторитетные для США Нumans rights watch и Аmnesty international за несколько последних месяцев на раз публиковали доклады о "сложном" положении некоторых групп граждан и о ситуации в стране в целом. Все они рисуют достаточно печальную картину.
Лидеры, возглавлявшие Переходный национальный совет (ПНС) в начале ливийского восстания, раздали оружие всем желающим и отправили граждан воевать против войск, котоыре сохраняли верность присяге и Каддафи. Но, что делать с вооруженной толпой теперь новые власти Ливии, похоже, не знают. Разделенные по клановому или географическому принципу группировки продолжают делить наследие Джамахирии. Многие из них, как например отряды из Зинтана или Мисураты, практически неподконтрольны центру, сообщает РБК.
Так, 2 февраля бои между противоборствующими вооруженными группировками бывших повстанцев вспыхнули в столице Ливии Триполи. Бои вспыхнули в центральной части города, неподалеку от берега Средиземного моря. В этом районе располагаются высотные офисные здания, а также пятизвездный отель "Марриотт".
По словам очевидцев, в ходе боя противоборствующие стороны использовали установленные на джипах зенитные установки. Сотрудники министерства внутренних дел Ливии оцепили район, где завязался бой, однако не стали вмешиваться в конфликт. Что именно стало причиной новой вспышки насилия, остается неизвестным, передает ИТАР-ТАСС.
Ситуация в стране остается крайне напряженной. Так, верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай и специальной представитель ООН в Ливии Ян Мартин на заседании Совета Безопасности, посвященном ситуации в Ливии, выразили обеспокоенность действиями так называемых "революционных бригад".
По их словам, новым ливийским властям так и не удалось взять под полный контроль действия входящих в эти бригады бойцов революции, оставшихся с оружием в руках, после того как режим полковника Муамара Каддафи был свергнут.
Мартин заявил, что недавние столкновения между сторонниками покойного полковника и силами Национального переходного совета были спровоцированы, в том числе, действиями "революционных бригад". По его словам, бойцы НПС также несут ответственность за ряд столкновений в Триполи и других городах, произошедших в этом месяце.
"Несмотря на то, что властям до сих пор удавалось успешно справиться с этими инцидентами, нет никаких гарантий, что они не повторятся вновь", - заявила Пиллай. Верховный комиссар ООН по правам человека также выразила обеспокоенность по поводу того, что тысячи людей содержатся в Ливии в центрах задержания без предъявления обвинения, передает "Интерфакс.
По данным верховного комиссара ООН, в настоящее время в Ливии в 60 центрах содержится около 8,5 тысяч человек. "Большинство заключенных обвиняются в лояльности Каддафи и среди них очень много граждан других стран из Африки южнее Сахары, - утверждает она. - Недостаток надзора со стороны центральных властей создает условия, в которых возможно жестокое обращение и пытки". Она призвала ливийские власти взять под контроль неформальные тюрьмы, пересмотреть дела содержащихся там людей и начать обращаться с заключенными в рамках закона.
Примечательно, что значительную часть вины за царящий в нынешней Ливии хаос представители ООН возлагают на покойного полковника Каддафи. "Бывший режим повержен, однако суровая действительность заключается в том, что ливийский народ вынужден продолжать постоянно сталкиваться с его наследием, пустившим глубокие корни в жизни страны", - заявил Иан Мартин. По его словам, это выражается в "слабых, а подчас отсутствующих государственных институтах, что усугубляется долгим отсутствием политических партий и организаций гражданского общества". Все это, по его мнению, "делает переходный период в стране еще более тяжелым", пишет газета "Коммерсантъ".