Вопросом реабилитации грузинского чая заинтересовался парламент Грузии. На сегодняшнем заседании комитета парламента по аграрным вопросам председатель этого комитета Арчил Гегенава выступит с инициативой создания специальной рабочей группы по содействию реабилитации чаеводства.
По предварительной информации, в эту группу войдут известные специалисты-чаеводы и эксперты-экономисты.
Таким образом правительство и парламент Грузии предпримут еще одну попытку спасения грузинского чая.
Аналогичные попытки неоднократно предпринимало и правительство Эдуарда Шеварднадзе, которое последние годы регулярно выделяло из бюджета несколько миллионов лари на поддержку экспорта чая. Но, как заявляли специалисты, эти суммы все же были мизерными и для восстановления запущенных чайных плантаций были недостаточны. А без восстановления плантаций и улучшения качества чая ни увеличение его производства, ни тем более увеличение экспорта было невозможно.
Первые промышленные чайные плантации в Грузии появились во второй половине 19-го века, когда плененный во время Крымской войны английский офицер Джекоб Макнамарра, женившись на грузинке, занялся разведением чая и его промышленным производством в Озургети и Чакви (Западная Грузия).
Активное развитие чаеводства в Грузии началось уже в советское время, и к концу 70-х годов 20-го века чайные плантации занимали площади более 60 тысяч гектаров, а производство чая достигало 100 тысяч тонн. Грузинский чай экспортировался как в Европу (Польшу, ГДР, Венгрию, Румынию, Финляндию, Чехословакию, Болгарию, Югославию), так и в страны Ближнего Востока и Азии, а также в бывшие советские республики. В 80-е годы 20-го века производство грузинского чая сократилось до 55-57 тыс тонн, а его качество резко упало.
После распада СССР отрасль чаеводства в Грузии постепенно была запущена, и в конце 90-х годов большая часть чайных плантаций оказалась амортизированной. Правительство Эдуарда Шеварднадзе пыталось привлечь в отрасль иностранные инвестиции, но самой успешной попыткой оказалось создание совместного предприятия с немецкой фирмой «Мартин Бауэр», которая в основном производила продукцию на экспорт и в небольшом количестве.
Развитию местного производства мешал и возросший импорт относительно дешевого и качественного чая из других стран.
После "революции роз" субсидирование отрасли фактически прекратилось, производство чайного листа уменьшилось с 25,5 тысяч тонн (в 2003 году) до 7,5 тысяч тонн (в 2007 году), а экспорт чая сократился более чем в 2 раза. Если, по официальным данным, в 2002 году было экспортировано более 10 тысяч тонн грузинского чая, то в прошлом году, по предварительным данным, лишь 4-5 тысяч тонн.