Проект изменения русла реки Кура в свое время действительно рассматривался Турцией, однако сейчас он не является предметом обсуждения, заявили в Министерстве лесного и водного хозяйства Турции.
"Мы рассматривали различные варианты и пришли к выводу, что данный проект не отвечает поставленным задачам", - отметили в министерстве.
Ранее в СМИ появилась информация, согласно которой Турция занимается подготовкой проекта, в соответствии с которым река перестанет течь по территориям Грузии и Азербайджана и вместо Каспийского моря будет впадать в Черное. В Министерстве экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики сообщили, что данная инициатива Турции не вызывает беспокойства азербайджанской стороны.
"Объем воды, образующейся каждый год в этом регионе, равен примерно одному миллиарду кубометров. Турция для своих целей намерена использовать лишь 285 миллионов кубометров от этого объема", - сказал представитель Минэкологии Муталлим Абдулгасанов. По его словам, объемы воды Куры, стекающие на территорию Азербайджана через грузинскую границу, составляют 8,7 миллиарда кубометров в год, а общие ежегодные водные запасы Куры составляют 26,9 миллиарда кубометров. Отбираемая вода объемом 285 миллионов кубометров составляет всего 3% от общего объема воды, которая течет из Грузии, и это не окажет никакого отрицательного воздействия на водные запасы и другие сферы экосистемы Азербайджана, сказал эксперт, как пишет 1news.az.
Ранее сообщалось, что глава оппозиционной Христиан-демократической фракции парламента Грузии Гиоргий Таргамадзе назвал информацию о строительстве ГЭС в провинции Ардаган пугающей в связи с ее последствиями. Данная информация стала для него неожиданностью. "Я направлю депутатский запрос в правительство: на какой стадии находится вопрос о строительстве ГЭС... Будем контактировать с посольством Грузии в Стамбуле", - сказал Таргамадзе.
По его словам, строительство ГЭС может пагубно отразиться на экологических системах Грузии, Азербайджана и некоторых регионов самой Турции. "Собственно, поэтому турецкий депутат поставил нас в известность, чтобы общими усилиями предотвратить реализацию проекта, угрожающего всему региону", - заявил Таргамадзе. Задача Турции понятна - страна испытывает дефицит электроэнергии, и решение проблемы стратегически заложено в строительстве гидроэлектростанций. Между тем большинство рек, на которых можно строить энергетические объекты, находятся в северо-восточной части Турции, в непосредственной близости с Грузией. Но к вопросу надо подходить максимально аккуратно - использование Турцией трансграничной реки Чорохи без должного просчета последствий уже привело к тому, что Грузии периодически приходится проводить укрепительные работы прибрежной черноморской полосы в Аджарии. А последствия изменения русла Куры окажутся куда более тяжелыми.
"Это совершенно ненормальная идея. Я не буду говорить о роли Куры для Грузии - река протекает через всю страну, и если ее не станет, то проблемы очевидны», - считает лидер Партии зеленых Грузии Георгий Гачечиладзе. По его словам, столь же очевидны проблемы Азербайджана, для которого исчезновение Мингечаурского водохранилища просто недопустимо. «Такого типа проекты можно реализовать только с согласия всех сторон. В противном случае это вызовет политическое противостояние между тремя региональными субъектами и, разумеется, региональную экологическую катастрофу", - считает Гачечиладзе, как пишет "Новая газета".
Бывший министр по вопросам экологии Грузии Нино Чхобадзе называет сомнительной реализацию проекта в таком виде. Помимо политических и экологических угроз, который он содержит, налицо опасность уничтожения исторических памятников, которых в этом регионе немало. "Конечно, существенно изменится климат, и, вероятно, не только в регионе, а в более широком масштабе. Помимо этого Грузия останется без своих энергетических объектов, расположенных на Куре. Идея изменения русла Куры сопоставима с идеей переброски сибирских рек", - считает Чхобадзе. Технически разворот Куры осуществить можно, но это приведет к катастрофе, схожей с той, которая постигла Аральское море.
"Касаясь изменения русла Куры в направлении Черного моря, отмечу, что этот вопрос не обсуждается. Более того, в случае начала реализации плана со стороны турецкой стороны, в соответствии с международными правовыми нормами относительно водных ресурсов, она должна поставить в известность все страны, по которым протекает Кура. Только после одобрения всеми трансграничными странами соответствующего плана, они могут приступить к его реализации", - приводит агентство REGNUM заявление представителя Минэкологии Муталлима Абдулгасанова.