27 декабря 2011 года Сергею Бодрову исполнилось бы сорок лет. Его история - сколь изумительна, столь же и естественна для всех кинематографий и стран, которые пережили момент социального перелома. Короткая звездная судьба.
Сегодня не без удивления обнаруживаешь, что между его первым появлением на экране летом 1996 года в фильме отца, Сергея Бодрова-старшего, "Кавказский пленник" и его гибелью вместе со съемочной группой фильма "Связной" в сентябре 2002 года в Кармадонском ущелье прошло всего шесть лет. Знаменитых ролей у него тоже всего шесть: в упомянутом "Пленнике", двух "Братьях", "Стрингере", "Востоке-Западе", "Давай сделаем это по-быстрому" и "Войне". Плюс эпизод в собственном фильме "Сестры" и роль в не слишком известном у нас "Медвежьем поцелуе".
Но полное ощущение, что он присутствовал в нашем кинематографе и нашей жизни очень долго. Собственно, он и сейчас в них присутствует. Десятки раз смотрел "Брата" и "Брата-2", но стоит наткнуться на них в телевизоре, - пересматриваю заново. С любой минуты. Факт есть факт: за двадцать с лишним лет после распада СССР в нашем кино появился только один подлинный герой - Данила Багров с лицом Сергея Бодрова. Героев за эти годы было создано великое множество. Многих из них играли хорошие актеры. Но все почему-то не совсем то.
Сергея Бодрова часто называют киногероем девяностых. Однако он не собирался быть актером, защитил диссертацию по живописи венецианского Возрождения, получил ученую степень кандидата наук. Но отец, известный режиссер Сергей Бодров-старший, предложил ему сыграть главную роль в своем фильме "Кавказский пленник". И Сережа поразил всех своей естественностью и органикой. "Я понимал, что он не может играть как профессиональный актер, поэтому просто попросил в кадре быть собой", - вспоминал потом режиссер, сообщает ИТАР-ТАСС.
"Выглядел естественно", а не "играл" - точное определение по отношению к Бодрову как актеру. Он был очень естественным в жизни. Не боялся быть самим собой. Не тушевался. Вспоминаю, как увидел его в самый первый раз. Это было не где-нибудь, а на Каннском фестивале, в мае 1997 года, на закрытии престижной программы "Особый взгляд". Закрывал ее фильм "Брат". Полный зал иностранных журналистов из ведущих изданий мира. И на сцену легко взбегает молодой человек - Сергей Бодров. Ни в каком не смокинге - в свитере (кажется, в том же, в каком он и снимался в "Брате"). Сидевшая неподалеку женщина, важная особа в российском кинобизнесе, в восхищении покивала головой: "Надо же: совсем другое поколение! Наши всегда боялись иностранцев, трусили выходить на сцену, а этот - видно - не испытывает никаких комплексов!".
Эту естественность, этого самого себя, этот свой поколенческий дух - нового постсоветского поколения 1990-х - Сергей сумел перенести на экран. Он, повторим, не играл. Он просто присутствовал на экране, что, кстати, многие великие кинорежиссеры, начиная с Феллини, считали свидетельством актерской гениальности, сообщает РИА Новости.
Сергей погиб столь же внезапно и рано, как погибли до него два других символа молодого кинематографа - американец Джеймс Дин в 1950-е и поляк Збигнев Цибульский в 1960-е. Недавно к этому ряду добавил себя голливудский австралиец Хит Леджер.
Как вспоминают очевидцы, в сентябре 2002 года кинематографисты во главе с Бодровым прибыли в район села Нижний Кармадон для съемок художественного фильма по его сценарию. Но в их планы вмешалась природа. 20 сентября на всех телеканалах прозвучала трагическая новость: "В Кармадонском ущелье в Северной Осетии с вершины горы сошел ледник Колка. В результате бесследно исчезла съемочная группа фильма "Связной", в том числе режиссер Сергей Бодров".
Ледник за несколько минут накрыл все ущелье трехсотметровым слоем льда и камней. Спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников оставалась на леднике до февраля 2004 года. На сегодняшний день пропавшими числятся более ста человек. Ученые-геологи утверждают, что ледник будет таять, как минимум, 12 лет.
В начале декабря в Москву приезжал французский режиссер Режис Варнье - "оскаровский" лауреат за фильм "Индокитай", создатель известного фильма "Восток-Запад" про послевоенную сталинскую Россию и угодившую в нее француженку с Сандрин Боннер, Катрин Денев, Олегом Меньшиковым и Сергеем Бодровым в главных ролях. Варнье сказал о Бодрове следущее:
"Сергей Бодров был очаровательным, умным человеком. Но главным его качеством была честность. Я не могу представить себе, чтобы этот человек мог солгать. При этом в нем таилась двойственность. В глубине души он был романтиком - и очень большим романтиком. Он был перегружен русским романтизмом и мечтал о многом. В то же время им владела меланхолия, которую принято понимать как темное чувство. Впрочем, светлое в нем несомненно побеждало - у него был изумительно светлый взгляд. Противоречие не мешало ему быть оптимистом: он верил в перемены. В лучший мир. Он был полон энергии. Позицией Сергея было смотреть только вперед!".