Президент Грузии Михаил Саакашвили помилует к Новому году 73 заключенных. Как заявил после заседания комиссии в президентском дворце в Тбилиси Народный защитник Гиорги Тугуши, всего было рассмотрено 144 заявления, из них пять принадлежало несовершеннолетним заключенным.
Первоначально сообщалось, что в Комиссию по помилованию при президенте поступило 120 прошений о помиловании. "Комиссия приняла решение дать рекомендацию на помилование 73 заключенным. Из них десяти срок заключения сокращен наполовину, остальные покинут места лишения свободы", - заявил Георгий Тугуши. По его словам, среди тех, кого коснется помилование - "15 женщин и одна несовершеннолетняя девочка".
Президент подпишет прошение о помиловании до наступления нового года.
Напомним, в конце ноября Михаил Саакашвили помиловал 137 заключенных по случаю праздника "Гиоргоба" (День Святого Георгия). Полное помилование коснулось 111 заключенных, шестерым срок заключения был сокращен наполовину, двум сокращен срок наказания, а 18 человек были освобождены от условного заключения.
1 ноября в Грузии советы по условно-досрочному освобождению приняли решение об освобождении 36 заключенных. 1 сентября на заседании совета было решено освободить 20 осужденных, в числе которых были две женщины и трое больных туберкулезом, сообщает "Кавказский Узел".
Отметим, что в Грузии зафиксирован самый высокий процент смертности заключенных за последние пять лет. В прошлом году в лучший мир из тюрем Сакартвело отправилось 142 человека - почти на полсотни больше, чем в 2009. Повышение показателя на 33 процента - это ли не зловещие цифры, особенно на фоне постоянных уверений, что грузинские тюрьмы все больше смахивают на санатории?
О том, что за стенами грузинских мест заключения царит настоящий ад, рассказал в своем докладе защитник прав человека в Грузии Георгий Тугуши. Печальная ирония судьбы: в очередной раз пшиком оказывается то, чем больше всего гордится официальный Тбилиси. Права человека - это же основной признак демократического государства, которым тщится быть сегодняшняя Грузия. И положение заключенных в развитых государствах - это один из важнейших показателей того, насколько страна приблизилась к светлому идеалу. Судя по докладу омбудсмена - Грузия стремительно катится под гору, в темные века.
В грузинских тюрьмах заключенные болеют. Их там бьют. Они страдают в невыносимых условиях, без врачебной помощи, без надежды, что их боль и беда кого-то заинтересуют. У 32 процентов умерших в грузинских застенках врачи фиксируют телесные повреждения различной степени тяжести. И вряд ли тюремщикам удастся убедить общество, что заключенные в порыве раскаяния бьются головой об стену или бросаются на решетки, надеясь вырваться на свободу.
"Очень часто факты, которые мы изучаем, не могут быть приравнены к пыткам, однако они оцениваются как факты "бесчеловечного обращения" или "обращения, унижающие человеческое достоинство". У нас было всего 2-3 факта пыток, но было очень много фактов ненадлежащего обращения. И эти факты ненадлежащего обращения касаются как полиции, так и пенитенциарной системы, - рассказал Тугуши. - Мы зафиксировали несколько случаев в 2010 и 2009 годах, когда с заключенными обращались ненадлежащим образом - их избивали".
"Под указанными повреждениями не подразумеваются раны, являющиеся следствием медицинских манипуляций, - пояснил в своем докладе омбудсмен. - Здесь идет речь о повреждениях и травмах, которые были нанесены заключенным, в том числе, какими-либо предметами при жизни. Экспертиза заключает, что повреждения носили легкий характер, и они не могли вызвать смерть. Если согласится с этим заключением, то возникает вопрос, где и при каких обстоятельствах были получены при жизни эти повреждения заключенными и почему не производится расследование этих фактов".
Заключенные в Грузии - самые беззащитные, самые бесправные из всех граждан. Что мешает надзирателю ударить - кулаком, дубинкой? И бьют не только тех, кто сидит в камере, но даже тех, кто лежит на больничных койках. А ведь такой удар - это не только телесное повреждение, это еще и безответное унижение. Сдачу-то заключенный дать не может, если только не хочет нарваться на очередную отсидку. Сроки в Грузии и так длиннее длинного.
"Если при коммунистах максимальным сроком наказания было - 15 лет, то сейчас 30-40 лет, - рассказывает член НПО "Бывшие политические заключенные в защиту прав человека", адвокат Гела Николаишвили. - Вместе с тем усилился террор над заключенными. Если ранее все было открыто - проводился мониторинг, пресса, телевидение, НГО свободно отслеживали, каково отношение к арестантам, сегодня все это усилиями власть придержащих стало недоступным. Один случай из ста становится предметом для обсуждения общества. В случае насильственной смерти арестанта в качестве причины называется заболевание. А от покойника что можно узнать? Так что для них всегда зеленый свет - что хотят, то и скажут. Бывает, что в особых случаях находящихся при смерти арестантов переводят не только в тюремные, но и в горбольницы. Бывает даже, что за несколько дней до смерти заключенного выпускают из тюрьмы. Это для того, чтобы не считалось, что арестант скончался в тюрьме".
О каких правах арестанта может идти речь? Разве что о виртуальных - типа интернет-свиданий и других милых мелочах, выглядящих бисером на грубой драной дерюге. Тем более что заключенных сейчас в Грузии много - помрет сотня-другая, не жалко. Новых наберут.