Россия рассчитывает, что НАТО представит свои предложения по ПРО на консультациях в Брюсселе, которые пройдут 20 января, сообщил постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.
"Пока пауза (по ПРО) до 20 января. По линии двусторонних отношений также в Брюсселе начнется совместная работа. Мы ждем от американцев и натовцев идеи, связанные с тем, что они готовы нам предложить на саммите в Чикаго", - сказал Рогозин.
В январе 2012 года планируется провести очередное заседание Совета Россия-НАТО на уровне начальников генеральных штабов, а на май в Чикаго намечен саммит Россия-НАТО. Отвечая на вопрос, примет ли Россия участие в саммите в Чикаго, Рогозин сказал, что этот вопрос будет решать президент, которого россияне выберут в марте.
Ранее замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявлял, что вопрос об участии РФ в саммите Россия-НАТО остается открытым: судьба встречи полностью зависит от позиции, которую займут США по вопросам противоракетной обороны.
Год назад, на саммите в Лиссабоне, Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. В конце ноября этого года президент РФ Дмитрий Медведев огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Россия ответит на развертывание системы ПРО в Европе, сообщает РИА Новости.
Вылетая на саммит Россия-ЕС в Брюссель, глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что прогресс в диалоге по ПРО с НАТО невозможен до тех пор, пока в "альянсе не услышат Россию". "НАТО отказывается записать на бумаге гарантии о ненаправленности ПРО против России. Наши законные требования не принимаются в расчет, так что ситуация оптимизма не вызывает", - добавил министр.
"Натовцы постоянно повторяют, что, дескать, противоракетная оборона является важной, но далеко не единственной составляющей наших отношений. Мы же увязываем все аспекты сотрудничества в один клубок. Если будет согласие по ПРО, будет и все остальное. Нет - значит, и в остальном будет хрен с маслом. Мы будем относиться к инициативам и озабоченностям натовцев так же, как и они к нашим, - заявил представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. - Ведь почему мы так долго бились, пытаясь найти хоть какие-то точки соприкосновения по ПРО, несмотря не твердолобость американцев? Да потому, что ПРО - это, прежде всего, идеологический проект, а не ракеты. Если ты в ПРО, то ты находишься внутри системы, ты свой. А если ты вне скобок, то ты чужой, и, значит, эта система может рано или поздно развернуться против тебя", пишет газета "Коммерсантъ".
В ответ генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что российские ответные меры на систему ПРО НАТО будут лишь "пустой тратой денег" на "воображаемого врага". "Эти деньги можно было бы с большей выгодой для российского народа инвестировать в создание рабочих мест и модернизацию российского общества", - цитирует BBC слова генсека.
По словам господина Рогозина, российская сторона настроена доказать представителям альянса всю серьезность заявления по ПРО, сделанного в конце ноября президентом Дмитрием Медведевым. "А то в НАТО включили пропагандистскую дурку. И говорят: вот, дескать, у Медведева были выборы, ему был необходим пиар. При этом они прекрасно понимают, что это не так, но вида не подают", - возмущается полпред.
В настоящее время США имеют два стратегических района ПРО на своей территории - на Аляске и в Калифорнии. У России один позиционный район стратегической ПРО - в районе Москвы. Теперь США планируют создать так называемый третий позиционный район ПРО - в Европе. Как подчеркивают в Москве, фактически это означает создание глобальной системы ПРО и может изменить баланс сил в мире.
Изначально США планировали разместить элементы ПРО в Польше и Чехии. На чешской территории предполагалось разместить американский радар системы ПРО, а в Польше - противоракетную базу США. Президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс 17 сентября 2009 года объявили о внесении корректив в планы по созданию системы национальной ПРО. При этом США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года