2013 год объявлен в Грузии годом знаменитого кинорежиссера Эльдара Шенгелая. В этом году метру грузинского кинематографа исполнилось 80 лет. На сегодняшний день господин Шенгелая возглавляет Киноцентр Грузии. Мы побеседовали с режиссером о юбилейных мероприятиях, которые проходят в Грузии на протяжении всего года, о награждении президентским Орденом Михаила Саакашвили "Сияние" и его отношении к ситуации, которая сложилась в современном грузинском кинематографе и обществе в целом.
- Этот год в Грузии объявлен юбилейным годом Эльдара Шенгелая. Какие основные мероприятия уже состоялись, и какие намечены на ближайшее время?
- Вообще, знаете, я слово юбилей не люблю. Юбилей должны справлять великим деятелям культуры. Я не считаю себя великим человеком. Я просто режиссер. В рамках празднования моего юбилея мне больше всего запомнился один камерный вечер. Собрались кинематографисты, которые меня приветствовали. Показывали отрывки из моих фильмов. Ансамбли пели, так, знаете, как в Грузии бывает: танцы, хоровое пение. Мне очень понравилось. Кроме этого, у нас есть Государственный музей театра, музыки, кино и хореографии Грузии, его директор Георгий Каландия. Они устроили очень большую выставку. Это их инициатива была, не моя. Большая выставка: на самом здании развесили большие плакаты с фотографиями персонажей моих фильмов. Еще они сделали отпечатки моих рук. Прибыл наш президент Саакашвили, который меня наградил Орденом "Сияние", отметив мой "величайший вклад в грузинскую культуру и кинематографию". Мне, конечно, это было приятно слышать. Была Нино Ананиашвили, знаменитая балерина. Мы с ней потанцевали немножко. Много народу было, и я очень хотел сказать спасибо, но как-то не получилось в суете, всем хотелось меня поздравить, что-то пожелать...
- Вы посещали разные страны. Какая из них вам больше запомнилась?
- Франция, безусловно. Но, в первую очередь, все же Америка, куда меня приглашали во многие университеты и я показывал там свои фильмы. Также был показ в библиотеке Конгресса. В маленьком зале, который называется "Мери Пикфорд", был показан фильм "Голубые горы". Директор библиотеки сделал копии фильмов на кассетах, некоторые из которых до сих пор хранятся у меня дома. Затем во Франции под эгидой ЮНЕСКО была организована презентация творчества семьи Шенгелая, отрывки из маминых фильмов, фильм отца, картины моего брата "Пиросмани" и мои "Голубые горы". Кроме этого, в Монпелье были неоднократно показаны мои фильмы. Там же была выставка с семейными фотографиями и яркими снимками со съемочных площадок кинокартин семьи Шенгелая. В Берлине я находился в составе жюри фестиваля. Конечно, на Московском фестивале бывал не раз, иногда в качестве члена жюри или просто как зритель.
- Что есть особенного в Грузии, что отличает ее от других стран? Что для вас особенно дорого?
- Важно, что грузинский народ гостеприимный в принципе, хотя не могу сказать, что украинцы менее гостеприимны. Меня и моих друзей всегда хорошо принимали на Украине.
- Как государство участвует в жизни грузинского кинематографа и произошли ли какие-либо изменения в связи со сменой руководства на политической арене?
- Киноцентр Грузии добился того, что наладил связь с Евримажем, который охватывает страны восточной Европы. "Евримаж" ("Eurimages") - фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ, созданный при Совете Европы в 1988 году и насчитывающий на сегодняшний день 33 участвующие в его деятельности страны. Это очень важно, потому что эта организация финансирует совместные проекты. Благодаря ей Грузия сделала несколько фильмов.
- Вы были в политике, были депутатом. А если бы вам предложили сейчас какую-нибудь должность, вы бы согласились?
- Нет. Тогда я в какой-то мере поспособствовал тому, чтобы мировая общественность узнала о трагедии 9 апреля. Была комиссия, которая серьезно поработала, а председателем этой комиссии был Анатолий Собчак. После этого, когда я приехал в Тбилиси, народ потребовал от меня взять ответственность. Я не хотел, но народ потребовал, чтобы я был в политике, и деваться было некуда. Затем я встретился с Зурабом Жвания, который был председателем правительства. И он настоял, чтобы я стал вицеспикером. Какое-то время я побыл на этой должности. Потом была "революция роз", когда Саакашвили пришел к власти. После я один созыв был депутатом и ушел из политики. Я понял, что политика грязное дело. Поэтому я никогда в политику не вернусь.
- Что касается ордена, который вам вручил президент со словами: "Мы взлетим назло всем". Как вы можете прокомментировать, или, точнее, как вы к этому отнеслись?
- Это произошло совершенно неожиданно. Меня не пускали на собственную выставку именно потому, что должен был приехать президент. Однако водитель поговорил с полицией и объяснил, что без меня выставка не состоится, и меня пропустили. Затем приехал президент и вручил мне орден.
- Давайте вернемся к грузинскому кинематографу. Каковы перспективы?
- Я думаю, что ситуация улучшается, потому что премьер-министр Бидзина Иванишвили обещал больше финансировать в виде субсидий. Другими словами, режиссер, который будет снимать кино, не должен возвращать деньги. А так как обещано большее субсидирование, то и фильмов будет сниматься больше.
- Было ли в вашей жизни такое, чтобы завистники или госчиновники в связи с какими-либо политическими веяниями ставили палки в колеса и мешали продвижению ваших фильмов? И если да, то откуда вы черпали силы, чтобы чтобы бороться с этим?
- Мы всегда хитрили. Был такой председатель Госкино - Романов. Я и Резо Габриадзе привезли фильм "Необыкновенная выставка". До этого был показ в Тбилиси, и народ смеялся и принял хорошо. Это был грузинский вариант. Мы стали показывать - Резо переводил. Романов все время что-то записывал и, ни разу не засмеявшись, по окончании сказал, что фильм у нас не получился. Вот у меня здесь замечания. Приходите, завтра в пять часов. Мы пришли, и уже часам к шести Романов забегает и тянет нас за собой: "Скорее, скорее!" Мы заходим в кабинет, а там накрыт стол, стоит коньяк. И тут заходит французский атташе по культуре, и мы понимаем, что фильм для него, а сам Романов является "диспетчером". Он говорит нам, что все хорошо, только кадры, где герой ходит и стреляет, нужно вырезать, так как это издевательство над Отечественной войной. Я поехал в Тбилиси и вырезал пленку только позитив, а негатив остался, как был. Все готовились к юбилею Ленина, и никому не было дела до "Необыкновенной выставки". Так был спасен фильм. Однако были случаи, когда сценарий не утверждали.
- Чего не хватает в нашей современной жизни, что вы бы перенесли из прошлого?
- Я думаю, морали не хватает. Самое главное - это мораль. Не берусь судить о других странах, но в Грузии мораль несколько стерта и утеряна.
Беседовала Наталия Сахно