В течение многих лет суд находился под влиянием правящей партии "Единое национальное движение" и лично президента Грузии Михаил Саакашвили. По специальности юрист, Саакашвили называл это "судебной реформой". Но сохранили ли представители прежней власти влияние на суд и судей, которые были практически не в состоянии принимать решение независимо? Последняя конференция судей, прошедшая в Тбилиси, свидетельствует о том, что определенное влияние, пусть и не то, что год назад, сохранилось. А стать независимым грузинскому суду пока явно не светит.
Судьи в Грузии сегодня находятся в ситуации, когда птицу отпускают из клетки, но она не рискует улететь. Именно так оценивают эксперты последнюю конференцию судей, на которой были избраны члены Высшего совета юстиции. Сенсация не состоялась: все 7 новых членов Совета напрямую подчиняются председателю Верховного суда Котэ Кублашвили.
Судебная реформа, по мнению прежнего руководства Грузии во главе с Михаилом Саакашвили, была одним из главных достижений, благодаря чему в стране удалось создать независимую судебную систему. Реформа эта проводилась при участии западных партнеров. В нее были вложены значительные финансовые средства, был создан Высший совет юстиции, который стал наблюдательным органом за деятельностью суда. В нем состояли сами судьи, а также депутаты парламента. Словом, система, как в нормальном демократическом государстве.
Но так ли это было на самом деле? Согласно социологическим опросам, судебная система никогда не входила в десятку государственных институтов, пользующихся доверием населения. На самом же деле она, скорее, была на последнем месте. Логика обывателя довольно проста: более 90 процентов судебных решений в годы правления Михаила Саакашвили принимались в пользу прокуратуры или других государственных органов. Рядовому гражданину добиться справедливости через суд было практически невозможно. Нулевая толерантность по отношению к преступности, объявленная лично президентом Грузии, привела к тому, что человека могли за один день арестовать, предъявить обвинение и вынести приговор. Как говорится, без суда и следствия.
После прихода к власти коалиции Иванишвили было объявлено о начале восстановления справедливости в стране. Но что делать суду и судьям? Ведь они всегда подчинялись председателю Верховного суда и близкому другу Михаила Саакашвили Котэ Кублашвили. Ну и все решения суда, естественно, принимались на благо политическому руководству страны.
Теперь перед "служителями Фемиды" возникла дилемма: служить новому руководству страны, продолжать подчиняться Михаилу Саакашвили или все-таки закону?
Вот и конференция судей, которая состоялась в Тбилиси, в очередной раз показала, что ни о каком независимом суде в Грузии, пока говорить не приходится. Эксперты-юристы отмечают, что на конференции в Высший совет юстиции были избраны лица, которые будут послушно подчиняться указке сверху. И ни о каком независимом органе, курирующем судебную систему, речи не идет. Это же касается и Мамуки Ахвледиани, нового председателя Высшей школы юстиции - органа, который готовит будущих судей. Все эти лица по-прежнему будут подчиняться председателю Верховного суда Котэ Кублашвили. Кстати, сам Кублашвили, который председательствовал на этой конференции, отверг практически все альтернативные предложения как по поводу повестки дня, так и по поводу конкретных кандидатур. В итоге в высший совет юстиции были выбраны лица, предложенные самим Кублашвили.
- К сожалению, итоги выборов в Высший совет юстиции показывают, что какие-либо серьезные демократические преобразования в судебной системе на данном этапе маловероятны, - сказала в интервью GeorgiaTimes эксперт по юридическим вопросам Лия Мухашаврия. - Высший совет юстиции - это очень важный элемент судебной системы, и он решает очень важные вопросы, а те лица, которые были выбраны в этот орган, наводят на мысль, что вряд ли там будут проведены какие-либо реформы. Одним словом, "первое октября" среди судей не состоялось.
- Кому реально будет подчиняться судебная система - прежней власти во главе с Саакашвили или нынешней власти во главе с Иванишвили?
- Мне кажется, что между парламентом и судом, то есть между большинством Иванишвили и судьями произошла определенная сделка, в результате чего суд, скорее всего, перейдет в подчинение к новой власти. Это произошло в результате нового закона "О суде", который высший законодательный орган принял несколько дней назад. Мне кажется, что на данном этапе для судей главная задача - уйти от уголовного преследования, которое обязательно последует за их незаконные решения, которые принимались в течение девяти лет. Ведь без санкции Высшего совета юстиции снять полномочия с судьи, а затем привлечь его к уголовной ответственности, не может никто. Вот и пытаются они создать себе иммунитет, - полагает эксперт.
Эксперт и юрист Дмитрий Лордкипанидзе называет конкретные фамилии людей, которые все эти годы принимали незаконные решения, а на последней конференции были избраны в Высший совет юстиции. "Там очень много людей, которые совершали конкретные преступления, вынося незаконные решения. Среди них, к примеру, судья Тамар Алания, - сказал Лордкипанидзе в интервью GeorgiaTimes. - Я очень надеюсь, что если их не привлекут к ответственности при нынешней власти, то это обязательно сделает следующая власть Грузии. Этот форум ни что иное, как псевдодемократический процесс, а большая часть участвующих в нем лиц являются уголовными преступниками", - говорит он.
"Я напомню всем 2005 год, когда с судьями встречался президент Грузии, который предупредил их, что правосудие нельзя исполнять за счет собственного благодушия. Тогда это был конкретный указ судьям со стороны Саакашвили, что они являются его личной собственностью. Много невинных людей стали жертвами этого рабского менталитета и безответственного отношения судей, они всегда были частью властной вертикали. Я очень надеюсь, что и Саакашвили, и послушные ему судьи, как соучастники этих преступлений, предстанут перед законом",- сказал Лордкипанидзе.
Михаил Вардзелашвили