Куда расходовал государственные средства Михаил Саакашвили? Подарки для друзей, поездки на дорогие курорты, оплата учебы своего сына. Информацию распространила глава парламентского комитета по процедурным вопросам Ирина Имерлишвили. До недавнего времени на этом документе стоял гриф «Совершенно секретно». Во сколько обходился налогоплательщикам шеф-повар Михаила Саакашвили? И как повлияет информация о растратах на имидж «Единого национального движения»?
Если средняя зарплата в Грузии составляет около 500 лари, то зарплата повара, оказывается, намного выше. Во всяком случае, личный повар президента Саакашвили, которого «выписали» из Испании, обходился государственной казне в 250 тысяч лари в год. И неудивительно, ведь, помимо повара, из бюджета оплачивали специально прикрепленного к нему переводчика, а также давали ему денег на проживание.
Но Серхио Кальдерон (так звали повара, которого освободили от занимаемой должности после победы в октябре на выборах «Грузинской мечты») - вовсе не единственный пример траты государственных средств на цели, которые очень далеки от нужд страны.
Депутат парламента, глава комитета по процедурным вопросам Ирина Имерлишвили опубликовала информацию с грифом «Совершенно секретно», которую она получила из главной прокуратуры Грузии. Также как и шеф-повар президента, многие визиты за рубеж (в основном на курорты) финансировались из бюджета службы государственной охраны Грузии. К примеру, последний Новый год президент Саакашвили и представители его политической команды - всего 10 человек, встречали в Дубае, что обошлось государственному бюджету в 240 тысяч лари. В документе, опубликованном главой процедурного комитета, также значится огромный перечень подарков, деньги на которые выделены из того же бюджета службы государственной охраны.
В первую очередь, это подарок, который был передан Мариам Саджая, ныне депутату парламента Грузии. Это золотой браслет стоимостью 3 500 лари. И хотя приобретение подарка документально оформлено, сама Саджая этот факт категорически отрицает.
Еще один подарок получила депутат парламента Тинатин Бокучава - многофункциональный мобильник iPhone4, который также профинансировала служба госохраны. Он обошелся бюджету в 1600 лари. Чуть дешевле был подарок для украинской певицы и бывшей ведущей одной из передач на телеканале «ПИК» Иванны Мелай - ей подарили золотое ожерелье стоимостью в 962 лари.
Но дороже всего «безразмерному» бюджету все-таки обходились зарубежные поездки. К примеру, визит первой леди Грузии Сандры Рулофс в США обошелся бюджету в 16 тысяч долларов. Его почему-то также оплатила служба государственной охраны.
Однако больше всего вопросов вызвала информация о том, что в 2010-2011 годах из бюджета службы государственной охраны была оплачена учеба сына Михаила Саакашвили, что обошлось налогоплательщикам в 14 тысяч лари. Кстати, за день до этого президент, выступая в прямом эфире грузинского ТВ, на вопрос по поводу его дяди Темура Аласании ответил, что для него «категорически неприемлем непотизм», и ни один из его родственников в годы президентства не работал на государственной службе. Впрочем, тут же возникает вопрос - является ли государственной службой школа высшего совета юстиции, которой руководил брат Михаила Саакашвили Давид и который ушел в отставку после поражения на парламентских выборах «Единого национального движения»?
Эксперты отмечают, что власти Грузии очень часто не видели никакой разницы между государственными и личными средствами. К примеру, президент страны вместе с многочисленной делегацией неоднократно после или до официального визита в ту или иную страну «залетал» на какой-либо курорт, где отдыхал за государственный счет. Эксперт по политическим вопросам Рамаз Сакварелидзе говорит, что здесь явно прослеживается нарушение закона.
«Я думаю, что это дело не должно ограничиваться только политическими заявлениями, - сказал Сакварелидзе в интервью GeorgiaTimes. - Население может подождать до осени, но потом вполне может предъявить претензии уже действующим властям, которые не реагируют на нарушение закона. В прессе было много информации о нарушении закона прежними властями Грузии, а дело ограничилось арестом Бачо Ахалаи, да к тому же за какие-то незначительные нарушения. Население знает намного больше фактов нарушения закона, чем реально расследуется, и это уже вызывает недовольство в обществе. Возможно, публикация этих фактов именно сейчас связана с выступлением Михаила Саакашвили по грузинскому ТВ, где он говорил, что правительство заморозило многие проекты, которые хотели осуществить нынешние власти Грузии. Конечно, тут присутствует элемент политической борьбы, я не исключаю, что у «Грузинской мечты» есть и другие, более серьезные факты. Хотя дискредитация «Национального движения» вряд ли должна быть задачей «Грузинской мечты», поскольку ЕНД и так сильно дискредитировано в глазах общества», - сказал Сакварелидзе.
Сам президент Саакашвили в первые годы после прихода во власть одним из приоритетов называл борьбу с коррупцией, преодоление бедности, улучшение социально-экономического положения людей. Документы, опубликованные его политическими оппонентами, раскрывают «механизмы» того, каким образом Саакашвили собирался это сделать.
Михаил Вардзелашвили