Учащиеся грузинских школ совершенно бесплатно получат учебники на 2013-2014 учебные годы. Об этом заявляет министр образования Грузии Гиорги Маргвелашвили. Книги будут выданы 650 тысячам учащихся 2084 публичных школ по всей стране. За счёт чего произойдёт этот гуманный акт министерства просвещения? Нет ли обделённых в этом, казалось бы, милосердном действии правительства Грузии? И почему на языке у многих сегодня вертятся слова "популизм", "большевизм" и "коммунизм"?
Поколение, рождённое до 80-х годов прошлого столетия, хорошо помнит среднеобразовательные школы и распределение учебников в них. Книги доставались бесплатно. Правда, не всегда в том виде, в котором к ним приятно было прикасаться и изучать по ним науки. Иногда не хватало страниц, или кому-то не доставало самого учебника, но у учителей-коммунистов на всё был готов ответ: учиться можно и по старым и потрёпанным учебникам, если есть неподдельное жгучее желание получить образование. У отличников было больше шансов получить более или менее приличные учебники. Троечники и двоечники должны были довольствоваться книгами, доставшимися им в любом виде. Они даже знали, как этим воспользоваться: всегда можно было сказать "у меня нет соответствующей страницы, поэтому я не смог выучить урок".
И тем не менее в раздаче бесплатных учебников было много положительного. Родителям не нужно было переживать по поводу того, что у них не хватит средств на приобретение всех необходимых книг. Это уравнивало всех, а равноправие вроде как бы и отличало социализм от оппозиционного капитализма.
Теперь Грузия. 2013 год. Министр просвещения Георгий Маргвелашвили делает громкое заявление: "Отныне ни один школьник не будет платить за учебники". "До сих пор не было прецедента бесплатной передачи учебников учащимся публичных школ правительством Грузии. В нынешнем году впервые все учащиеся публичных школ получат учебники бесплатно", - заявляет министр.
Факт сам по себе радующий. Казалось бы, все должны быть довольны. Но вот только всё громче звучат возмущённые голоса издателя и автора. И всё потому, что раздача бесплатных учебников происходит именно за счёт ущемления их прав.
Министр говорит, что на данном этапе государство само будет печатать школьные учебники. По его словам, отношения между государством и издателем регулируются законом. "Мы даем издателям и авторам ту сумму, которая определена законом. Думаю, этой суммы более чем достаточно", - заявляет Маргвелашвили.
Мы поинтересовались в нескольких издательствах, чему равна достаточная сумма и довольны ли они ею.
Издательский дом "Педагогика" выпускает учебники по математике для учащихся с первого по шестой классы, которыми сегодня пользуются школьники по всей стране. Автор и издатель "Педагогики" Ирина Рухадзе, доктор педагогических наук, поделилась с нами своими опасениями по поводу решения Министерства просвещения о раздаче бесплатных учебников.
"На самом деле мы приветствуем этот шаг правительства. Но у нас есть опасения, что этот акт свершится за счёт ущемления наших прав. В издание каждой книги заложены авторские, интеллектуальные ресурсы, труд редактора, корректора, оформителя. Не побоюсь выглядеть пафосной, но мы вкладываем в это дело и душу. А что сейчас получается? По обязательному требованию правительства мы предъявили в своё время электронные версии наших учебников в Министерство для участия в конкурсе, и сейчас они собираются распечатывать и размножать учебники, договорившись лишь с типографиями. Не знаю, лежит ли в основе желание правительства сэкономить или у них другие аргументы, но факт остаётся фактом: издатель и автор получают в итоге мизерную сумму - 15-20 тетри за учебник. От этого не может не пострадать и качество учебников. Основы этой системы заложены ещё при прежнем правительстве, при министре Шашкине. И нынешнее правительство продолжает пользоваться этой же порочной системой. Мы могли бы договориться с министерством и придти к решению, которое устроило бы всех. А так они просто переступили через нас".
Директор одного из самых крупных издательств в Грузии "Диоген" Тамар Лебанидзе считает, что бесплатные учебники - это хорошо, но нужно ли применять это решение по отношению ко всем учащимся - уже вопрос.
- Не правильнее ли было провести дифференциацию, выяснить, кто действительно нуждается в бесплатных учебниках? Государство собирается платить только за полиграфические услуги. Это в среднем 1 лари 80 тетри, гонорар издателя и автора составит 10 % от этой суммы. Представьте себе ситуацию, при которой платят только за станок, за аппаратуру, за компьютер, при этом совершенно игнорируя труд человеческий. Такое ощущение, что против издательских домов планируется какая-та кампания. Но мы не собираемся сдаваться. Будем бороться. Конечно, не хочется доводить до разбирательств в судебном порядке, но если понадобится, пойдём и на это. Юридически мы в выигрышном плане, у нас все права. Нам и так последние 3 года пришлось несладко. Это время монополии на дистрибуцию. Прежнее правительство имело своих фаворитов и предпочитало работать с несколькими издательствами, а очень многие оставались за бортом. Министерство просвещения во главе с господином Шашкиным ни за что не хотело утверждать наши учебники.
- У вас на складах есть учебники? Вы же наверняка готовились к новому учебному году и выпустили определённую партию книг?
- Да. Учебников, выпущенных нашим издательским домом, на складах сегодня на сумму 900 тысяч лари, если считать по розничной цене. Прежнее правительство требовало от издательств печатать книги в избытке, чтобы на рынке не было дефицита. И мы старались выпускать книги с запасом. Дальнейшая судьба этих учебников, к сожалению, совершенно неизвестна. Эта идея раздачи бесплатных учебников в основе своей неплоха. Мы приветствуем её, но способ реализации идеи именно за счёт авторов и издателей - возмутительна. Приходят в голову такие слова, как популизм, - считает Тамар Лебанидзе.
Однако министр просвещения Гиорги Маргвелашвили утверждает, что никто не ущемляет прав издателей. Да ,государство само будет печатать учебники. Но это будет в той части, в которой нужно государству, чтобы обеспечить школьников. Остальной рынок свободен, и издатели могут создавать и продавать книги.
"Пять месяцев ведутся переговоры с издателями по поводу снижения цен, - заявляет министр. - Пять месяцев мы над этим работаем. На протяжении 20-ти лет из семей этих детей тратится 200-300 лари на то, чтобы они получили образование. Пусть это знают все, кто со мной говорит о чьих-то правах. Знайте, что это закончилось, потому что права этих детей являются высшей ценностью", - заявляет Маргвелашвили и добавляет, что никто не отнимает у издателей прав на издание.
Довольны и родители детей школьного возраста. При средней заработной плате в 300-400 лари экономия на учебниках в грузинских семьях достаточно ощутима.