О том, что кампания оппозиционных партий, которые 9 апреля планируют начать акции протеста с требованием отставки Михаила Саакашвили, финансируется из России, заявил глава «Демократической партии» Гия Тортладзе. Обвинение прозвучало в ток-шоу «Акценты» на первом канале (Общественный вещатель) грузинского телевидения.
Лидер демократов в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes выразил свое убеждение в том, что Россия заинтересована в дестабилизации Грузии и поэтому она теперь расшатывает страну изнутри. Гия Тортладзе отметил, что пришел к такому выводу после изучения в интернете советов российских политологов вкладывать деньги в грузинскую оппозицию. «Есть и конкретные факты, - считает Тортладзе. - У многих партий не было денег даже на бензин, чтобы заправить машину, а теперь они снимают офисы. Платят высокие зарплаты». Корреспондент GeorgiaTimes спросил, неужто и Саломэ Зурабишвили, инициатор ультиматума, срок которого истекает 9 апреля, согласилась на финансирование из Москвы? Ведь она никогда не скрывала своей антипатии к России. «В данном контексте Саломэ Зурабишвили не обсуждается», - ответил главный демократ.
Конечно, оппозиция не замедлила с ответами на подобные обвинения. В том же ток-шоу один из лидеров «Консервативной партии Грузии» Каха Кукава опроверг это заявление, и назвал его «пиар акцией властей».
«Демократическое движение - Единая Грузия», лидером которой является Нино Бурджанадзе, в связи с участившимися различного рода обвинениями в ее адрес на днях сделала специальное заявление: «не исключено, что на самом деле автором этого "черного пиара" является правительство Михаила Саакашвили».
В свою очередь, GeorgiaTimes попросила высказаться по этому поводу российских и грузинских политологов.
Директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов: «Начнем с того, что не ясно - будет ли новая власть, если предположить, что ее сформирует оппозиция, более благосклонна к Москве. Поэтому вкладывать средства не имеет смысла. К тому же, ныне Кремль руководствуется принципом: все должны платить за себя сами». При этом российский эксперт считает, что в России, как и в Грузии, существуют различные мнения. «Есть линия, - говорит он, - ориентированная на конфронтацию. Есть и другая, склонная к нормализации отношений с Грузией. Москва пока реагирует на ситуацию, а не управляет ею. Если Тбилиси будет вести более сбалансированную политику, то ему пойдут навстречу. До тех пор, пока в Грузии будут придерживаться жестких антироссийских позиции, до тех пор будет продолжаться давление», - резюмирует Игрунов.
Точка зрения видного грузинского политолога Рамаза Сакварелидзе во многом схожа с мнением его российского коллеги. Сакварелидзе считает, что парламентская оппозиция все чаще поет в унисон с правящим «Единым национальным движением». «Для чего нужно России вкладывать деньги в оппозицию? - задается вопросом грузинский политолог. - Ведь лучшего варианта, чем сегодняшние власти, России не придумать». Он считает, что дискредитированный режим Саакашвили более выгоден Кремлю, нежели оппозиция, у которой высокий рейтинг и среди населения, и за рубежом.
Что касается российских денег в грузинской политике, то, по мнению Сакварелидзе, ни о каких так называемых «кремлевских» деньгах речи идти не может. «В России живет и работает много грузин, которым нынешняя власть создала уйму проблем, и они готовы помочь своей стране избавиться от действующего режима, - считает эксперт. - Интересы многих грузинских бизнесменов совпадают с настроениями оппозиции и настроем большинства населения страны».
В заключение Сакварелидзе подчеркнул, что парламентская оппозиция и правящая партия активно дискредитируют именно Бурджунадзе, так как именно она среди оппозиционеров «оказалась наиболее энергичной, и к ее словам лидеры зарубежных стран прислушиваются больше, чем к мнению бывшего дипломата Ираклия Аласания».
На протяжении многих лет Сакварелидзе работал советником Эдуарда Шеварднадзе. Поэтому корреспондент GeorgiaTimes попросил прокомментировать недавнее высказывание Эдуарда Амвросиевича о том, что у него на примете два кандидата в президенты. Сакварелидзе сказал, что может разве что сделать предположение: «Президент намекнул, что кандидат - врач и долгое время работал в Грузии и России. Могу предположить, что он имел в виду Фридона Тодуа».
Вице-спикер парламента Грузии Фридон Тодуа не любитель громких заявлений, поэтому его имя не на слуху. Впрочем, все это - лишь догадки. Однако, в политике вовсе не редкость, когда в последнюю минуту из тени выходит лидер, который и берется за штурвал государственного корабля.
Ирина Пташковская