Минераловодские священнослужители выступили против памятника князю Святославу, который планирует установить общественное движение "Рарогъ". Символ покорителя Хазарии, по их мнению, "станет препятствием развитию межнационального и межрелигиозного диалога" и послужит "обвинению в национализме всего русского населения" Северного Кавказа. В борьбе церкви с почитателями дохристианской истории Руси нет ничего необычного, но чем изваяние Святослава может не угодить другим конфессиям?
На адрес главы Минераловодского района Михаила Чукавина направлено письмо "от имени православной общественности", которая выражает протест против "планируемого строительства в районе поселка Новотерский памятника князю Святославу".
Скульптуру хочет поставить общественное движение "Рарогъ", объединяющее "всех, кому дорога родная культура, независимо от политических и религиозных взглядов". Правда, ратует оно за возрождение "исконной русской культуры". Обычно под такой формулировкой подразумеваются дохристианские, то есть языческие традиции. Князь Святослав был одним из последних некрещеных правителей, хотя именно его мать княгиня Ольга принесла христианскую религию Руси. Поэтому обращение "Рарога" к этому герою славянской истории легко объяснимо.
Объяснимо и неприятие центра развития русской этнической культуры церковнослужителями, которые пожаловались в администрацию района. Под письмом стоят подписи шести батюшек, их матушек, церковного старосты, певчего хора и работника кухни. По их мнению, авторы памятника "преследуют узко националистические цели" и "далеки от толерантности". Якобы объединяет этих людей "неприятие представителей других культур и национальностей", "доходящее до ненависти". Поэтому, видимо, и задуманная ими скульптура "станет препятствием развитию межнационального и межрелигиозного диалога".
"В нашем регионе это может иметь крайне нежелательные последствия. В связи с возможным обострением межнациональных отношений, перспективой обвинения в национализме всего русского населения, проживающего на Северном Кавказе, не исключены массовые акции протеста против строительства представителей различных групп православной общественности, казачеств, других традиционных культур и религий региона", - предостерегают авторы письма администрацию, призывая "не допустить подобного развития событий".
Граница между национальным и националистическим настолько размыта, что радетели за русский народ действительно частенько сбиваются на неприязнь к другим народам. Особенно на Северном Кавказе, откуда русские постепенно вытесняются кавказцами.
"Да, мы не можем спокойно смотреть на то, что русских на Ставрополье становится все меньше и меньше. Как на улицах казачьих городов пляшут лезгинки, как наши города становятся напрочь нерусскими, потому что к нам переселяются уроженцы Чечни, Дагестана, Ингушетии", - заявила, отвечая на обвинения в нетолерантности лоббистов памятника Святославу, Оксана Вельва, организатор "Русских пробежек" на КМВ. По ее словам, "запрет на строительство исторического русского памятника - это плевок в лицо русского народа, на его многовековую культуру и историю".
Впрочем, сама Вельва в общественное движение "Рарогъ" не входит, объяснил его глава Роман Ворошев корреспонденту "Большого Кавказа". Да и о запрете на установку каменного Святослава пока речи не идет. "Решение поставить памятник Совет старейшин принимал коллегиально. В Совет входят главы всех объединений, которые координирует наш центр "Рарогъ". Памятник уже готов. Дальше будем действовать согласно законодательству. К нам пришел ответ из отдела архитектуры, в котором написано, какие действия нам сейчас нужно предпринимать. Отказа в нем нет, - заявил Ворошев. - Мы живем в светском государстве, и это письмо не может служить основанием для отказа нам. Просто обидно, что русские люди, а ведут себя как непонятно кто".
Идея воздвигнуть памятник родилась еще в 2010 году. Поставить его планировали к лету этого года. Но что-то помешало. Может быть, недостаток денежных средств, которые собирали с миру по нитке?
В открытом письме "Рарога" с просьбой слать пожертвования на изваяние говорилось, что чтить Святослава Храброго за победу над Хазарским Каганатом русские люди должны не меньше, чем победу в Великой Отечественной войне. Каганат многие историки признают паразитическим государством, втайне принявшим иудейскую веру и грабившим проезжавших мимо торговцев и окрестные земли. Столица Хазарии, разоренная Святославом, находилась на территории современного Дагестана.
Какое же отношение Минераловодский район имеет к подвигам русского князя? Вместо ответа на этот вопрос Роман Ворошев отослал нас к исторической справке. Согласно советскому исследователю Борису Рыбакову, "походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии". Что же теперь, по всей этой географической дуге русские должны возводить памятники Святославу?
С другой стороны, для межнациональных отношений на Кавказе поклонение Святославу менее болезненно, чем, скажем, почитание генерала Алексея Ермолова. Кавказцы не забыли жестокости укрощавших их войск под его командованием и действительно устраивали протесты против установки памятников этому русскому полководцу. Святослав такой реакции у горцев вызывать не должен, ведь иудейская Хазария была врагом и для кавказских мусульман.
Кому он может быть неугоден, так это евреям. В Белгородчине именно они в середине прошлого десятилетия рьяно противились установке скульптуры Святослава. В исполнении скульптора Вячеслава Клыкова, герой-полководец восседает на коне, который топчет щит хазарина со звездой Давида. Федерация еврейских общин России заявила, что исторически это неверно, так как этот символ не использовался хазарским государством и не все его жители были иудеями. Тем не менее скульптор Вячеслав Клыков добился открытия монумента.
Впрочем, минераловодский Святослав никакие символы топтать не будет. Изваяние скульптора, чье имя почему-то скрывают, стоит и, сдвинув брови, сурово глядит вперед.