Несмотря на то что прошло уже достаточно времени со дня освобождения Рамиля Сафарова, этот факт все еще привлекает внимание международной общественности. Имели место разговоры о том, что помилование Сафарова может навредить взаимоотношениям Венгрии и Азербайджана. Но время расставило все точки над i. Теперь ясно, что дело азербайджанского офицера не помешает развитию азербайджано-венгерского сотрудничества. А политолог Фархад Мамедов считает, что корни скандала вокруг Рамиля Сафарова нужно искать в давнем споре между Баку и Ереваном. "Это дело является следствием карабахского конфликта, который по сей день ждёт своего решения", - считает он.
Анализируя двусторонние азербайджано-венгерские отношения, руководитель Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджанской Республики Фархад Мамедов затронул вопрос освобождения азербайджанского офицера. "Арест Сафарова в Венгрии, его экстрадиция в Азербайджан и последовавшее за этим президентское помилование - всё это произошло в соответствии с венгерским и азербайджанским законодательствами, международными правовыми нормами. Что касается остальных трактовок, все они имеют эмоциональную подоплёку. Реакция отдельных стран, естественно, вызвала у нас озабоченность из-за двойного подхода, так как эти страны молчали, когда Гарабедяна, совершившего теракт в аэропорту Орли, провозгласили национальным героем Армении. Международная реакция по делу Сафарова была последствием давления армянских диаспор на правительства стран, в которых они проживают. А моё личное мнение таково: это дело является следствием карабахского конфликта, который по сей день ждёт своего решения", - заявил политолог.
С самого начала этого процесса, то есть со дня ареста и осуждения Рамиля Сафарова, некоторые международные обозреватели, с подачи армян, преподносили этот факт как случай, который сильно испортил азербайджано-венгерские отношения. Но уже на "Евровидении-2008", когда Азербайджан впервые выступил на этом престижном международном конкурсе, Венгрия была одной из двух стран (вторая страна - Турция, прим. автора), которая отдала азербайджанским певцам максимальное количество голосов. "Одним словом, вне зависимости от дела Сафарова, мы будем и дальше развивать наши двусторонние отношения. Это потребует определённого времени, поскольку сначала надо подписать необходимые политические документы, затем создать экономическую инфраструктуру, да и гражданам наших стран надо ближе познакомиться друг с другом. Дело Сафарова, конечно, в определённом смысле бросало тень, но в действительности никоим образом не повлияло на процессы интеграции и развития взаимоотношений", - считает Фархад Мамедов.
Венгрия расположена в центре Европы, а Азербайджан отдаёт приоритет развитию взаимоотношений со странами Центральной и Восточной Европы, а также Причерноморского региона. Причина в том, что здесь находятся наиболее ближайшие к Азербайджану развивающиеся рынки. Так, например, Венгрия желает принять участие в проекте газопровода Nabucco, который на данный момент приостановлен, а многие азербайджанские предприятия уже имеют инвестиции в Венгрии. "Мы многому научились у Венгрии в области технологий, мебелестроения. В Венгрии находится и второй по величине Европейский молодежный центр, с которым сотрудничает молодежь из Азербайджана. Между Азербайджаном и Венгрией упрощена процедура выдачи виз, в результате чего прослеживаются положительные тенденции в туристической области. Мы - небольшие государства, но такие, которые пытаются укрепить и отстоять свою независимость", - говорит Фархад Мамедов.
Азербайджан и в дальнейшем будет развивать взаимоотношения со всеми государствами, которые уважают международное право и занимают справедливую позицию в вопросе урегулирования международных конфликтов. Это относится и к ближайшим соседям. Но, к сожалению, армянские войска расположены на азербайджанской земле, и оккупация 20-ти процентов территории Азербайджанской Республики отрицательно сказывается на двусторонних отношениях.
"И тем не менее мы очень даже хотим, чтобы в Карабахе мирно жили армяне и азербайджанцы, - отмечает Мамедов. - Мы готовы гарантировать безопасность армянам в Карабахе, создать все условия для экономического развития и сохранения их культурной идентичности. Главный инструмент для достижения этого находится в Европе. Если разрешится эта проблема, для Армении откроются перспективы в Азербайджане и Турции. Это очень важный аспект, так как конфликт ведёт к деградации армянской независимости.
Сами армяне утверждают, что при годовом бюджете в 2,7 млрд дефицит составляет 400 млн. Значит, надо найти выход, первым шагом к которому могло бы быть освобождение прилегающих к Карабаху районов, что позволило бы открыть границы. Затем следует демилитаризировать территорию, после чего можно было бы приступить к переговорам о статусе Нагорного Карабаха. Ведь по сей день ведутся споры о земле басков, но это не значит, что нет возможности для их цивилизованного поведения.
В долгосрочных планах развития Азербайджана нет места войне. Если мы взглянем на карту, то увидим, что после решения карабахского конфликта Азербайджан смог бы стать локомотивом для всех, кто стремится к евроинтеграции, и дать толчок всему региону", - говорит Фархад Мамедов.
Интересно то, что такого мнения придерживаются многие азербайджанцы. Это показал и опрос, проведенный в Баку. Но каждый день конфликта серьезно уменьшает их количество, а информация об очередном мирном жителе Азербайджанской Республики, погибшем от пули армянского снайпера, удаляет эти два народа друг от друга. Ответственность же за это лежит на армянских политиках, пришедших к власти на волне карабахского конфликта, считают аналитики.
Надир Шафиев