23 сентября в военном госпитале имени Вишневского скончался от инсульта экс - министр обороны РФ, генерал армии Павел Грачев. Его роль в новейшей истории России и постсоветского пространства обширная, неоднозначная и противоречивая. Грачеву ставят в вину и расстрел Дома Советов, и коррупцию в армии. Предельный максимум критики Павел Грачев получил за свои действия на Кавказе. Память обо всем этом преследует «генерала - вояку» и после его кончины.
Стоит сказать, что многие российские военные неоднократно защищали Грачева от нападок , в частности, от клички «Паша - мерседес». Генерал Геннадий Трошев, бывший командующий Объединенной группой войск в Чечне, в своих мемуарах отмечал: «Во многом благодаря Грачеву армия не рассыпалась в прах в начале 90-х. Военные знают и помнят, что именно Павел Сергеевич понапридумывал массу "хитростей", чтобы увеличить денежное довольствие офицерам: то надбавка за "напряженку", то пенсионные "накрутки", то оплата за "секретность" и т. п. А разве не он не дал крушить армию под видом военной реформы, как того требовали младореформаторы? Уступи он тогда в главном, не было бы сегодня у России армии, как нет у нее, по большому счету, экономики.Это не мое мнение, так считает большинство моих сослуживцев, тех, кто носил и носит погоны» Но Геннадий Николаевич не идеализировал Грачева .В частности, Трошеву не понравилось, что в начале Первой чеченской войны Грачев «свой бесценный афганский опыт спрятал в запасник музея» В 1995 году Трошев, оказавшись по воле случая в заложниках у Масхадова, признал, что чеченский командир вел себя с плененным генералом «гораздо честнее, чем свой собственный министр обороны». Отправляя Трошева в Чечню, Грачев знал, что дудаевцы возьмут того в заложники, и не предупредил подчиненного об этом. Сам Масхадов в беседе с Трошевым назвал такие недоговоренности Грачева «темными играми», с чем сам Трошев не мог не согласиться.
Пожалуй, предельный максимум критики «генерал - вояка» испытал на себе за свои действия на Кавказе, в частности, в Абхазии и Чечне. Память о его действиях на Кавказе преследует покойного генерала даже после смерти. В день кончины Грачева подконтрольные Саакашвили грузинские СМИ устроили покойному посмертную обструкцию, припомнив ему и Абхазскую войну, и первую чеченскую кампанию, и даже Афганистан. Особенно досталось Павлу Сергеевичу от грузин за его личные теплые отношения с Шеварднадзе.
Читайте также Абхазская война. Взгляд из Сухума
О следе, который оставил генерал Грачев на постсоветском Кавказе, с Gtimes беседовали непосредственные свидетели и очевидцы того времени.
Алексей Ващенко, абхазский журналист и политолог, ветеран Абхазской войны 1992 -93 годов.
На первом этапе Абхазской войны Ельцин оказывал помощь Шеварднадзе. Российская сторона передавала Грузии оружие, Потийская флотилия помогала с высадкой грузинского десанта в Гаграх и так далее. После неудачного выступления грузинской армии в январе 1993 года ситуация переломилась в пользу Абхазии. Тогда Ельцин изменил свои намерения, и дал соответствующие приказы Грачеву. Грачев в начале 1993 года приехал в Гудауту, встретился с Владиславом Ардзинба, и стал заводить контакты с абхазской стороной. Тем более, что еще в 1992 году часть российских генералов ВДВ, которые хорошо знали Грачева, а также часть старших и высших офицеров российского Генштаба поддержали Абхазию, а не Грузию. Тем самым, в недрах Минобороны РФ создавалась оппозиция Павлу Грачеву и его начальнику - президенту Ельцину. Снижению напряжения внутри военного ведомства РФ помог перелом ситуации в ходе абхазской войны и перемена Ельциным своих планов насчет Абхазии. Грачев, по приказу Ельцина, стал оказывать значительную военную помощь нашей республике. Во многом, именно он помог в сентябре 1993 году Шеварднадзе сбежать из Сухума. После окончания войны Павел Сергеевич несколько раз пытался организовывать встречи Ардзинба и Шеварднадзе. В частности, в 1995 году он пригласил Шеварднадзе в Гудауту, и грузинский президент появился там буквально через 40 минут. Грачев также предпринимал попытки возвращения в Абхазию беженцев, и многое другое. Он не действовал самостоятельно, а выполнял приказы Ельцина и его окружения, как и положено солдату. Это его и подвело»
Руслан Хасбулатов, бывший председатель Верховного Совета России.
«К сожалению, я не могу сказать, что на посту военного министра Грачев показал себя как профессионал и человек чести. Помню, что в военной среде с ним предпочитали не общаться. Но смерть человека нельзя превращать в повод для глумления. Я выражаю соболезнование родным и близким Павла Сергеевича. Точно так же я в 2007 году выражал соболезнование родственникам Бориса Ельцина
Как военный, Грачев показал себя недостойно. Многие утверждают, что в августе 1991 года он якобы добровольно перешел на сторону Ельцина, Руцкого и Хасбулатова. Это все чепуха. Он всего лишь грамотно выждал момент, как и генералы Борис Громов и Александр Лебедь, которые тоже никуда ни от кого не переходили. Более того, Лебедь со своим полком был прислан Грачевым не для нашей охраны, а с другими целями. Лебедь мне честно признавался потом: «Мы и не собирались охранять вас во время путча. Я же военный. Приказали бы мне взять штурмом Белый дом или расстрелять вас всех, я бы так и сделал». А Грачев все это время выжидал, чья возьмет.
Читайте такжеМартагов: на Северном Кавказе победили идеи Дудаева
В качестве министра он себя показал себя слабым и лукавым человеком. В мае 1992 года тогдашний и.о министра обороны России Евгений Шапошников отдал распоряжение о принудительном вывозе оружия с территории Чечни. Ответственным был назначен его первый зам, генерал - лейтенант Грачев. Той весной Грачев мне сообщал, что вывез за короткие сроки из Чечни все оружие. Потом Верховный Совет России выяснил, что Грачев никакого оружия из Чечни не вывозил.
Вместо этого он провел сепаратные переговоры с Дудаевым Смысл их был таков: 50 процентов оружия остается у дудаевцев, а остальную половину вывозят. Но даже эта половина не была вывезена из Чечни. Скорее всего, были махинации или подкуп, я точно сказать не могу, поскольку не имею на руках документальных доказательств. Все доказательства по чеченскому оружию были уничтожены командой Ельцина после захвата Дома Советов в октябре 1993 года. А за то, как себя Грачев показал в 1993 году, его надо было отдать под трибунал. За то, что он не подчинился закону, принятому Верховным Советом РФ, где было сказано, что министр обороны подчиняется в первую очередь парламенту, а потом уже президенту России. И, наконец, бездарно проведенная «за два часа одним полком» военная кампания в Чечне, которая привела потом фактически к уничтожению всей республики. У Верховного Совета был план мирного устранения Дудаева , который был вполне реализуем и уже осуществлялся. Дудаева бы свергли еще в 1993 и даже в 1992 году, если бы не противодействия Грачева и его окружения».
Александр Ашуров