Родители и дети

Государственное телевидение Азербайджана, или вотчина чиновника

Совсем недавно на Государственном телевидении Азербайджана (AzTV) разгорелся очередной скандал. Вновь в центре внимания оказался "многоуважаемый" председатель Ариф Алышанов и его неуемная жажда прибыли. Господин Алышанов отказался транслировать футбольный матч с участием флагмана азербайджанского футбола, клуба "Нефтчи", на стадии плей-офф Лиги Европы.

Матч тем временем оказался судьбоносным: впервые азербайджанский клуб пробился в стадию плей-офф на европейских кубках. Но, благодаря своеволию руководителя телевидения, азербайджанские любители футбола были лишены возможности лицезреть трансляцию исторического для "Нефтчи" и всего азербайджанского футбола матча. В итоге даже высшее руководство страны поинтересовалось у Ассоциации футбольных федераций: почему же не транслировался матч, который решал судьбу выхода азербайджанского клуба в плей-офф? К тому же на тот момент "Нефтчи" был единственным клубом Азербайджана, который продолжал борьбу в еврокубках.

Оказалось, что скандал назревал давно. Еще несколько месяцев назад председатель AzTV Ариф Алышанов потребовал от руководителя Ассоциации футбольных федераций Азербайджана Ровнага Абдуллаева (он же руководит Государственной Нефтяной Компанией страны) 600 тысяч манатов (приблизительно 750 тысяч долларов США) за показ игр чемпионата Азербайджана по футболу. Абдуллаев отказался платить. Таким образом, противостояние двух чиновников лишило азербайджанских любителей футбола возможности смотреть матчи регулярного чемпионата страны. Но это не единственная "оплошность" председателя Гостелевидения, который управляет им, как своей вотчиной.

Кадровый вопрос на Государственном телевидении

Нынешний председатель телевидения - профессиональный хозяйственник. На протяжении всей своей карьеры он трудился на "вспомогательном фронте". Последняя должность Алышанова - заместитель председателя по хозяйственным вопросам. Его отношение к творчеству оказалось таким же. Главным мерилом для него стал вопрос, сколько можно заработать на каждой съемке. К сожалению, это применялось в отношении всех сфер, и информационных программ в особенности. Не случайно, что на этом "фронте" руководителем был назначен самый преданный председателю человек - Фаиг Гусиев. Кстати, по разговорам в кулуарах AzTV, он же является "кошельком" Алышанова.

Говоря о назначениях, заметим, что на сегодня у председателя есть три заместителя, двое из которых родом из того же района, откуда и сам руководитель телевидения. Не называя района (дабы не обидеть честных граждан, родившихся там же), отметим, что его население составляет менее 0,5 % от общего числа граждан Азербайджана.

Интересно и то, что такая же тенденция просматривается на уровне ставленников Алышанова. Политику "честного отъема денег" на местах претворяет в жизнь Фаиг Гусиев, ответственный за информационную политику. А чтобы информация не просачивалась на сторону, сформирована особая группа лиц, состоящая в основном из родственников последнего. Поражает и вызывает недовольство у сотрудников то, что подавляющее большинство этих "журналистов" не умеет без посторонней помощи писать тексты, говорит на диалекте (что неприемлемо ни для одного телевидения в мире) и не имеет микрофонного голоса.

Финансы поют романсы

Еще одна тенденция, вызывающая недовольство сотрудников AzTV, заключается в том, что самые высокие зарплаты опять же выписываются родственникам и приближенным господ Алышанова и Гусиева. Хотя средняя зарплата на Гостелевидении невелика, эти сотрудники получают довольно высокие зарплаты. По имеющейся информации, годовой бюджет Государственного телевидения (включая каналы "Спот" и "Культура", большинство передач для которых готовятся сотрудниками AzTV) составляет около 50 млн манатов, говорит экономист Солтан Агаев. Для сравнения, бюджет Общественного телевидения Азербайджана, которое также финансируется из госбюджета, составляет приблизительно 8 млн манатов. Несмотря на это, средняя зарплата рядовых сотрудников на Общественном телевидении в полтора-два раза выше, чем на AzTV. Плюс, в отличие от других телеканалов, тамошним сотрудникам не выдают социальные карты, или, в подавляющем большинстве случаев, не перечисляют на них деньги, что является грубейшим нарушением законодательства.

Государственное телевидение Азербайджана, или вотчина чиновника. 28220.jpeg
Ариф Алышанов

Естественно, такая ситуация вызывает недовольство большинства честных и одаренных сотрудников. Часть из них, не выдержав давления и не смирившись с такой несправедливостью, уволилась по собственному желанию. А те, кто продолжал работать, требуя справедливости, освобождались от должностей по требованию руководства.

Последний такой случай имел место в начале августа. Тогда двадцати сотрудникам AzTV было предложено написать заявление по собственному желанию. Мотивировалось это тем, что истек срок договора, заключенного между предприятием и сотрудниками. Тем же, кто отказывался написать заявление об уходе, угрожали увольнением по статье, от которой им потом не избавиться. В итоге эти сотрудники, большинство из которых до сих пор не могут понять истинной причины случившегося, оказались за бортом телевидения.

Все попытки узнать о причинах случившегося так же не возымели успеха. Их непосредственные начальники утверждают, что истину знает только председатель. А тот в то время воочию смотрел Олимпийские Игры в Лондоне. Вернулся в Баку только 14-го августа, а на работу вышел 24-го числа. Естественно, он не встретился ни с одним из уволенных им сотрудников. Да и с руководителями среднего звена, которые могли бы поинтересоваться причиной увольнения их сотрудников, Алышанов предпочел не общаться. Первое, чем поинтересовался Алышанов по возвращении из более чем месячного отдыха, было то, как ведутся ремонтно-строительные работы на телевидении.

Поистине "творческий" подход к работе истинного хозяйственника объясняется очень просто. Это та сфера, в которой руководитель Государственного телевидения чувствует себя как рыба в воде. А то, какие финансовые операции можно "провернуть" и как легко "замести следы", знает любой налоговый инспектор.

"Для нас законы не писаны"

Что касается уволенных сотрудников, необходимо отметить, что не только их увольнение, но даже их принятие на работу проводилось вопреки законодательству Азербайджана. Согласно указанию Алышанова, сотрудники принимаются на основании договора между предприятием и работником сроком на 3 месяца. А это доказывает, что отлично разбирающейся в финансах руководитель слабо знает трудовое законодательство или преднамеренно нарушает его.

Согласно 48-ой статье Трудового Кодекса Азербайджанской Республики, временное трудовое соглашение между работодателем и принимаемым на работу подписывается только в определенных случаях, которые изначально подразумевают временный характер выполняемых работ, говорит юрист Хабиль Искендерли. Ситуация на AzTV обратно противоположна изложенным в данном пункте закона. Особо стоит отметить, что многие из увольняемых работают здесь уже не первый год. Поэтому однозначно можно утверждать, что как увольнение, так и оформление на работу данных сотрудников претворялось в жизнь с нарушением законодательства Азербайджанской Республики, заключает эксперт.

Вышесказанное - это только часть перечня нарушений. Безусловным инициатором создания такой ситуации является руководитель телевидения, который почувствовал себя "вершителем судеб" своих сотрудников и создал себе "вотчину", где попираются законы страны, в которой он живет. А нарушение законов всегда чревато наказанием, которое неизбежно наступает.

Надир Шафиев