Карьеры по добыче песка и щебня под дагестанским городом Кизилюртом продолжают уничтожать людей в ближайших селах. Полтора года назад народ блокировал дорогу, по которой большегрузы возят стройматериалы. После вмешательства межрайонной прокуратуры Роспотребнадзор признал превышение норм загрязнения воздуха пылью, и дорога через населенные пункты была закрыта. Но спустя год все вернулось на круги своя, рассказал корреспонденту GTimes житель села Комсомольское Рустам Шапиев.
Москвичи, живущие вдоль шоссейных трасс, представляют себе, что такое почти круглосуточное движение транспорта в нескольких метрах от дома. Но если добавить к этому тучи пыли, вздымаемые тысячами машин со стройматериалами на выбоинах асфальта, да еще дагестанскую сорокаградусную жару, то жизнь рядом с такой дорогой покажется совершенно невозможной. Однако именно такие условия жителям Кизилюртовского района создали восемь владельцев 22-х строительных карьеров.
Пыль только кажется менее опасной, чем дым или выхлопные газы. На деле же круглосуточное загрязнение воздуха твердыми частицами повреждает дыхательную систему, поэтому уровень заболеваемости туберкулезом и другими легочными недугами в округе превышает среднедагестанские показатели в разы, рассказал GTimes житель села Комсомольское Рустам Шапиев.
"Нам сначала говорили, что вреда от пыли нет. Но я прочитал в медицинской книге, что от пыли бывает пневмокониоз, из-за которого потом развивается туберкулез. Когда же местная журналистка попыталась выяснить, сколько людей болеют туберкулезом, в больнице ей заявили, что всего 77 человек. А когда я пошел в районную поликлинику в селе, мне сказали, что там 136 туберкулезников. И там медработница мне сказала, что официальные данные в два раза занижены. Ведь если бы они давали настоящие данные, они должны были бы и меры какие-то против карьеров принимать, правильно? А они ничего не делают. А у нас еще есть люди, которые сами скрывают, что больны, потому что они боятся, что не смогут дочерей замуж выдать, сыновей женить. У меня отец болел, двоюродный брат болел, друг-одноклассник умер, и его родители и брат умерли от туберкулеза, одна его сестра в живых осталась".
Читайте также: Кизилюрт: спецоперация без права на компенсацию
Аномально высокую заболеваемость именно в селе Комсомольском подтвердила прошлогодняя проверка управления Роспотребнадзора по республике Дагестан. Специалисты вычислили "среднемноголетний уровень заболеваемости" с 1997 по 2010 год, и он оказался в 10 раз выше, чем по Кизилюртовскому району, и в 35 раз выше, чем по республике. Заболевали по 132 человека в год. Еще хуже обстоят дела в Кировауле, селе Стальском и селе Акнада.
Возможно, конечно, что на активность палочки Коха влияет не только пыль, но и наличие в районе двух колоний - женской и детской. При этом места заключения тоже попадают в зону загрязнения воздуха, так как находятся в селе Султанянгиюрт, которое примыкает к карьерам. Сотрудники колонии рассказывают, что осужденные несовершеннолетние в знак протеста против таких условий содержания даже глотали гвозди. Но никакой шумихи, как это могло быть где-то в центре России, этот инцидент не вызвал. Карьеры как пылили, так и продолжают пылить.
"Есть место, где можно объездную дорогу построить, просто идеальное место. Но они просто не хотят. И вот почему. У нас была испорченная дорога, в катастрофическом состоянии. Там такие дыры страшные. "КамАЗы" еле ехали. "Карьеристы" половину дороги отремонтировали. Это им в 10 миллионов обошлось. Причем заплатил за всех один директор "Дагестанского карьера" Курбанали Курбаналиев. И сказал, что больше ремонтировать не будет. А людям-то чем больше дыр, чем больше высыпается щебня на выбоинах, тем хуже. Поэтому жители сами доремонтировали, залатали. Если же объездную дорогу сделают, людям она не будет нужна. А "Карьеристы" за свой счет ее ремонтировать тоже не захотят", - рассказывает Рустам Шапиев.
Принудить владельцев карьеров принять меры местные жители попытались через прокуратуру. Но удалось им это только со второй попытки. Первый раз прокуратура их заявление отклонила, так как кизилюртовские эксперты Роспотребнадзора никакой пыли не заметили. Видно, предприниматели, особенно бурно принявшиеся осваивать и реализовывать природные богатства в начале этого десятилетия, подарили лаборантам розовые очки.
Тогда Рустам Шапиев отправил фотографии, на которых села окутаны пылью, в Москву, своему знакомому в Роспортребнадзоре. И только потом, получив нагоняй сверху, дагестанские чиновники службы по защите благополучия человека зашевелились и обнаружили "завышение уровня загрязнения атмосферного воздуха по пыли неорганического происхождения" от полутора до 157 раз! Это было в 2010 году. В прошлом году Управление Роспотребнадзора по Дагестану обнаружило превышение нормы только лишь в два раза.
В конце 2010 года около 600 жителей села Комсомольское перекрыли дорогу от карьера ОАО "Дагнеруд". Пока они митинговали, на трассе скопились около 100 груженых самосвалов и столько же пустых. Только после этого на проблему отреагировала прокуратура.
Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор Али Нурмагомедов временно закрыл трассу. Ее судьбу должна была решить специальная комиссия. Но сейчас дорога снова загружена самосвалами. Снова люди с трех утра до позднего вечера дышат пылью, слушают скрежет металла о камни в карьерах и грохот подпрыгивающих на неровностях дороги грузовиков.
А что же власти? Позаседали, постановили построить новую дорогу, принудить владельцев карьеров поливать трассу до железной дороги, оштрафовали предприятия на 150 с лишним тысяч рублей и успокоились. Еще народ обратится, еще оштрафуют. Но что хозяевам карьеров даже десятки тысяч штрафов, когда на одном карьере в год они зарабатывают свыше 600 миллионов рублей? Доходное дело, запущенное на полную катушку после того, как кизилюртовские власти перевели часть земель сельхозназначения в категорию индустриальных. Когда речь идет о больших деньгах, людские жизни не в счет.