Уже несколько дней подряд обстрелы на армяно-азербайджанской границе не утихают. Апогеем наступательно поднимающегося накала в Тавушской (у приграничного села Довег) области вдоль границы между Арменией и Азербайджаном в настоящий момент стала гибель троих военнослужащих ВС Армении 27 апреля в результате нарушения режима прекращения огня азербайджанской стороной.
После указанного инцидента, как это присуще конфликтующим сторонам, началась демонстрация "мускулов". Так президент Армении, лидер правящей Республиканской партии Армении (РПА) Серж Саргсян в ходе визита в Тавушскую область постфактум заявил о том, что "ответные действия армянской стороны не заставят себя ждать". "Думаю, никто не сомневается в том, что противник получит достойный ответ. Пусть никто не думает, что может воспользоваться текущими в нашей стране политическими процессами и тем, что мы заняты выборами. У нас есть сильная армия, и мы предпримем соответствующие шаги. Не думаю, что кто-либо сомневается в мощность наших вооруженных сил", — подчеркнул глава государства.
По традиции с нейтрально-осуждающим, присущим своему формату, дипломатическим заявлением выступили сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахского конфликта. В целом заявлении не было ничего нового, а иными словами, текст был составлен хорошо подобранным набором "стреляющих в воздух" дипломатических фраз без четкого адресата. В заявлении посредники выражают серьезное беспокойство относительно сообщений по ряду нарушений режима прекращения огня вдоль армяно-азербайджанской границы и на линии соприкосновения. "Такие бессмысленные акты нарушают обязательство сторон воздержаться от применения силы и стремиться к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а также противоречат духу совместного заявления президентов Саргсяна, Алиева и Медведева от 23 февраля 2012 года", — отмечается в заявлении.
Они вновь осудили любые жертвы и заявили о безальтернативности мирного переговорного процесса по Карабаху. Кроме того, они призвали все стороны конфликта уважать заключенное в 1994 году соглашение о прекращении огня и воздержаться от ответных мер, которые, по их оценкам, приведут к дальнейшей эскалации. Позднее МИД Армении сообщил местным СМИ о возможности проведения мониторинга местности со стороны сотрудников офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. Согласно сообщению МИД, по всей вероятности, наблюдатели ОБСЕ посетят район 30 апреля.
В целом если вести параллели, ситуация имеет некоторые схожести с событиями 2008 года, когда в ходе бурных внутренних поствыборных процессов в Армении в начале марта ВС Азербайджана нарушили режим прекращения огня в направлении села Левонарх Мартакертского района НКР с целью захватить позицию, на которых стояли армянские вооруженные силы. Однако в результате ответных действий армянской стороны, азербайджанские ВС оставили на поле боя, по разным данным, более 10 погибших, а со стороны карабахских войск были ранены два офицера. Указанные примеры свидетельствует об определенной динамике, согласно которой, внутриполитические процессы в Армении, которые поглощают большие усилия, внимания и времени от партий и особенно от политического истеблишмента, могут быть использованы с азербайджанской стороны для повышения планки напряженности на линии фронта.
В целом участившиеся случаи нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана выпукло свидетельствуют о неудовлетворенности Баку по поводу сложившегося статуса-кво на линии соприкосновения и переговорного процесса по урегулированию конфликта. Идентичные инциденты, исходящие от всплеска недовольства азербайджанской стороны по поводу переговорного процесса, имели место также после очередного раунда переговоров по инициативе президента России Дмитрия Медведева в Санкт-Петербурге в июне 2010 года. Тогда президент Ильхам Алиев, не удовлетворившись от итогов трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге, стразу вернулся в Баку. На следующий день случилось нападение азербайджанской диверсионной группы (без приказа сверху такое не могло произойти) на боевые позиции в окрестностях села Чайлы Мартакертского района, в результате которого погибло 5 военнослужащих — четверо с карабахской и один с азербайджанской стороны.
Таким образом, можно заключить, что Баку часто прибегает к нарушению режима прекращения огня в целях шантажировать как Армению, так и международное сообщество. В настоящий момент это единственный ресурс Баку оказывать хоть какое-то влияние на переговорный процесс и выражать свое недовольство относительно ситуации статус-кво. В указанный контекст вполне укладывается и нежелание азербайджанских властей по поводу отвода снайперов с линии соприкосновения.
Произошедший накануне инцидент, насколько бы странно не звучало это, априори может иметь определенное влияние на проходящую в эти дни в Армении электоральную кампанию, в плане формирования негативного или положительного информационного фона вокруг партии-власти, ибо ее лидер является верховным главнокомандующим армянских войск и по долгу службы отвечает за безопасность границ.
В этом плане, не случайно, что президент Армении Серж Саргсян столь оперативно реагировал на указанный инцидент и четко заявил о неизбежности ответных действий армянской стороны. Степень негатива или позитива создаваемого в будущем информационного антуража вокруг партии власти зависит от качества предпринятых ответных карательных мер со стороны армянских войск. Иными словами заявление президента Армении о карательных мерах, с внутриполитической точки зрения, нуждается в подкреплении конкретными действиями, которые обеспечат ощутимые результаты.
В конце концов, это также свидетельствует, что тематика Карабаха и безопасности, насколько бы она ни казалась неактуальной во внутриполитической повестке страны, в зависимости от внешних индикаторов может резко менять приоритеты во внутренней политике.
Аршалуйс Мгдесян