Чеченский муфтият сегодня вышел из Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Муфтий Чечни мотивировал этот шаг "намеренным бездействием руководства КЦМСК", из-за которого эта организация превратилась в имитацию самой себя. КЦМСК задумывался Ахматом Кадыровым как независимое объединение мусульман Северного Кавказа, которое бы решало острые проблемы региона. Эксперты, опрошенные Gtimes, говорят о том, что у этой организации была более далеко идущая идея. Чеченское духовенство в будущем должно было возглавить мусульманскую умму России.
В конце 90-х годов муфтий Чечни Ахмад-хаджи Кадыров (впоследствии президент ЧР) выдвинул идею о создании независимой организации, которая бы занималась актуальными проблемами мусульман Северного Кавказа. В качестве главной задачи Ахмад-хаджи ставил борьбу с ваххабизмом и работу с молодежью Инициатива чеченского муфтия получила поддержку в других республиках… В 1999 году на свет появилась структура под названием "Координационный центр мусульман Северного Кавказа" (сокращенно КЦМСК). При учреждении руководителем КЦМСК стал муфтий Ингушетии Магомед Албогачиев. В 2003 году, когда окончательно сложилась структура организации, руководство было переизбрано. С 2003 года по настоящий день главой КЦМСК является Исмаил Бердиев, муфтий Карачаево-Черкесии.
По негласной традиции, первым замом главы КЦМСК был глава чеченских мусульман. Чечня, и в первую очередь, семья Кадыровых, помогли новой организации появиться на свет и встать на ноги. Как рассказал журналистам Исмаил Бердиев, Рамзан Кадыров сделал для КЦМСК "очень много". Например, у КЦМСК долго не было своего офиса в Черкесске — резиденции председателя… "Рамзан сказал мне выбрать любой дом в Черкесске, чтобы мы могли его приобрести за любую сумму". В итоге чеченский лидер купил для КЦМСК офис стоимостью в 15 миллионов рублей. "Не было служебного автомобиля — он подарил мне бронированный "Мерседес" своего отца. Это большая честь для меня", — рассказал журналистам Исмаил- хазрат. Чеченский муфтият также оказывал КЦМСК помошь в таких вопросах, как хадж, исламское просвещение и так далее. Конечно же, вместе с чеченским муфтием, первым замом председателя КЦМСК зримо или незримо присутствовал глава Чечни Рамзан Кадыров.
В мае 2010 над КЦМСК стали сгущаться тучи. Муфтий Северной Осетии Али Евтеев дал Regnum скандальное интервью. Напомним, Али-хаджи поведал читателям о том, что его первыми учителями в мусульманском богословии были известные ваххабиты и террористы Анзор Астемиров и Муса Мукожев. Перед началом второй чеченской кампании Астемиров и Мукожев направили Евтеева в тренировочный лагерь Хаттаба, потом перебросили назад в Осетию. Впрочем, вскоре Евтеев отошел от радикалов. Став муфтием, он сумел ослабить влияние ваххабитов в республике. Однако ваххабитская акыда внушила ему резкое неприятие православия. "Христиане не учат своей религии, я их в этом обвиняю. Не учат, видимо, боясь стать ненужными. Прослойка священнослужителей для меня — сообщество, которое преградило людям дорогу к Богу", — заявил в 2010 году Евтеев. Заявление вызвало поистину дикий скандал. Северокавказское духовенство обвинило Али-хаджи в пропаганде религиозного экстремизма. Муфтий позже принес православным свои извинения, уточнил, что с Хаттабом никогда лично не встречался, но сделать уже ничего было нельзя. Али-хаджи ушел с поста муфтия. А на КЦМСК, куда входит североосетинский муфтият, была брошена тень.
Два года спустя КЦМСК снова попал под шквал критики. В начале апреля этого года Исмаил Бердыев, председатель КЦМСК, заявил, что во Владикавказе успешно прошел очередной съезд организации, где обсуждались наиболее важные для мусульман региона вопросы. Муфтий Чечни Султан Мирзаев воспринял эти слова с недоумением. По его словам, все было не так. На самом деле, североосетинский муфтий пригласил товарищей по работе на свадьбу своего сына. Естественно, муфтии и имамы говорили за праздничным столом много о чем, в том числе о работе. Чеченский муфтий говорил, что за свадебным столом поднимались актуальные и злободневные вопросы. Потом, с подачи руководства КЦМСК, это неформальное застольное общение было преподнесено СМИ как "очередной съезд Координационного совета".
Вроде бы ничего страшного все равно не произошло. Подумаешь, несколько приукрасить факты? Но такое приукрашивание есть намеренная дезинформация, проще говоря, ложь. Ложь в исламе, как и в христианстве, считается одним из самых страшных грехов. Намеренная ложь муфтия, как правило, начинает развращать всю общину. 2 апреля этого года чеченский муфтият подал в КЦМСК заявление о выходе из организации. 16-го числа руководство КЦМСК было вынуждено прошение удовлетворить. Чеченский муфтий объяснил этот поступок так: дальнейшее нахождение в КЦМСК муфтият считает нецелесообразным. "В функции центра входило распространение ислама на Кавказе при активном взаимодействии с государственными структурами по противодействию радикализации нашей молодежи, экстремизму, ваххабизму. Сегодня КЦМСК — это всего лишь название. Данная структура полностью дискредитировала себя как организация", — говорится в заявлении муфтия Султана-хаджи Мирзаева, опубликованном сегодня на сайте муфтията.
По этому поводу Gtimes связалась с экспертами. Исламовед Роман Силантьев, член Экспертного совета Минюста РФ считает, что дело не столько в бездействии КЦМСК, сколько в собственном авторитаризме чеченского муфтия, обусловленной растущей исламизацией Чечни. "Чечня — наиболее исламизированная республика Северного Кавказа, ислам де-факто является в Чечне государственной религией. Все это — инициативы чеченского лидера Рамзана Кадырова, который является, по сути, законодателем всех мод в республике. Почему муфтият Чечни покинул КЦМСК? Уже все было озвучено: Координационный центр ничего не делал. С другой стороны, а что они должны были делать? Что конкретно делал сам чеченский муфтий, когда был первым замом главы КЦМСК?" По мнению эксперта, дело обстояло проще. Султан-хаджи Мирзаев в свое время сам хотел стать председателем КЦМСК.
С Романом Силантьевым согласен в этом плане и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. "Я полагаю, дело не в действии или бездействии Координационного центра. Чеченцы хотели перетянуть одеяло на себя и стать центральной координирующей силой. После того, как им было оказано коллективное сопротивление, чеченцы вышли из этой организации и вообще из этой ситуации. В Чечне проходят уникальные для России активные религиозные реформы, которые не имеют аналогов в других северокавказских республиках. Чеченцам явно неудобно состоять в этом центре, который однозначно не поддерживает эти реформы". Как полагает эксперт, на де-юре независимый КЦМСК мог влиять Равиль Гайнутдин. Муфтият Чечни, в свою очередь, надеялся, что "интеграция всех мусульман России сможет переформатировать ситуацию под эгидой чеченского муфтията, который смог бы профинансировать все эти дела. Но это было сорвано, потому что Администрация Президента РФ не одобрила идею интеграции всех духовных управлений мусульман в единую пирамиду власти".
Так или иначе, чеченский муфтият может прожить и без КЦМСК. О самом Центре такого сказать нельзя. Очень многим эта структура обязана Чечне и семье Кадыровых. Даже такими мелочами, как офис в Черкесске и служебная машина.