Родители и дети

Россия отдохнет по-кавказски

аа. 26945.jpeg


Молодая, но всемогущая корпорация "Курорты Северного Кавказа" не умеряет свои аппетиты. Недавно стало известно, что российские власти готовы передать ей олимпийское наследие Сочи. Однако амбиции председателя Совета директоров этой компании Ахмеда Билалова простираются далеко за пределы южного региона и охватывают всю Россию. Законопроект о единой управляющей компании для всех туристических зон страны уже разрабатывается. Но нужна ли такая монопольная структура, большой вопрос.

Все достопримечательности России, от могилы Иммануила Канта до Долины Гейзеров, могут оказаться под управлением одного туристического оператора. Законопроект о создании такой всеобъемлющей структуры уже ваяет рабочая группа под управлением сенатора Светланы Журовой.

Единый оператор правительству понадобился, видимо, для того, чтобы контролировать средства, которые планируется направить на развитие множества туристических зон по всей стране в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма" на 2011-2018 годы. Она была утверждена в августе прошлого года и предусматривает инвестиции в размере более 330 миллиардов рублей, из которых треть - бюджетные средства.

Хорошо осваивать миллиарды умеет компания "Курорты Северного Кавказа", созданная в 2010 году специально для первой в России свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа. Изначально она охватила пять курортов, и эти планы потянули на сумму в 450 миллиардов рублей, из которых 60 миллиардов вложило бы государство. Но потом ареал ее деятельности разросся за счет Ингушетии и Каспийского побережья Дагестана, поэтому общий объем вложений увеличился до 900 миллиардов рублей, а госинвестиции - до 120 миллиардов. При этом еще на 100 миллиардов инвестиций государство дает свои гарантии.

Недавно стало известно, что КСК готовят и в преемники "Олимпстрою" в Краснодарском крае. Там тоже после Игр-2014 предлагается создать зону налоговых преференций, чтобы спортивные объекты не легли мертвым грузом на бюджет региона. А поскольку в законодательство заранее внесли поправку о том, что наличие управляющей компании обязательно при создании свободных туристических зон, то выбора пока у правительства нет - КСК в России аналогов не имеет. И иметь, вероятно, не будет, так как власти идут по пути создания монопольного оператора.

Читайте также: Билалов от Каспийского до Черного морей

Чтобы не плодить сущностей без необходимости, Светлана Журова предлагает просто переименовать КСК в КР, то есть в "Курорты России". И хотя пока эта компания не может похвастаться впечатляющими туристическими потоками в огнеопасный регион, автор законопроекта считает деятельность оператора по северокавказскому кластеру успешной, так как он привлек 6 миллиардов долларов инвестиций. Если вспомнить, что даны они под правительственные гарантии, сумма уже не будет так впечатлять. Да и построено на данный момент немного: канатная дорога в Архызском ущелье да две лыжные трассы.

В самой компании скромно комментируют, что задачи перед ними ставятся сверху. "Не менеджмент КСК, а правительство России определяет, какими регионами занимается наша организация", - заявил замглавы "Курортов Северного Кавказа" Ростислав Мурзагулов газете РБК daily.

Но к чему излишняя скромность, когда проект создания единого оператора еще в ноябре презентовал российскому правительству глава совета директоров КСК Ахмед Билалов. Тогда еще прозвучала мысль, как хорошо было бы создать компанию, которая развивала бы все курортные зоны: и Камчатку, и Байкал, и Причерноморье. Компания приводила в пример опыт Мексики, где работает один национальный курортный оператор Fonatur. В его ведении находится 12 прибрежных курортов, для которых строится инфраструктура и привлекаются частные инвесторы.

Тогда же КСК предложила изменить структуру управления туристической сферой России. Сейчас она находится в ведении Федерального агентства и профильного департамента при спортивном министерстве. "Курорты Северного Кавказа" предложили создать отдельное министерство. И эта инициатива тоже, как и создание единого оператора, нашла понимание у руководства страны. В марте президент Дмитрий Медведев поручил министрам подумать над созданием ведомства.

Заметно, что идеи Ахмеда Билалова, начиная от северокавказского туристического кластера и заканчивая его расширением на всю Россию, пользуются успехом "в верхах". Но нужен ли на самом деле такой монопольный туристический оператор на всю нашу необъятную Родину? На этот вопрос корреспонденту GTimes ответил Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии.

- "Курорты Северного Кавказа" только начали строительство, а для оценки, конечно, нужны результаты. Сегодня в различных форматах реализуются проекты развития российского туризма. И в виде Федеральной целевой программы, и в виде экономических зон туристско-рекреационного типа. Что касается единого управляющего органа для них, то решать будет правительство по оценке результатов, по функциональности. Сейчас управление малоэффективно. Сошли с дистанции свободные экономические зоны в Краснодарском крае, под вопросом на Ставрополье, в Калининграде. Это говорит о том, что не всегда задачи, которые ставились перед ними, достижимы. Кластерный подход, который реализуется на Северном Кавказе, более современный, более эффективный. Модели можно перенимать, а будет ли это единое целое, или механизмы, которые отработаны на Северном Кавказе, будут реализованы на других объектах, решит правительство с учетом мнения субъектов федерации, которые все это софинансируют.