"Вызываем для дачи показаний по административному делу, вопросу факта финансирования политического субъекта обманным путем, в Службу финансового мониторинга в Контрольной палате Грузии". Письма такого характера были разосланы более чем 100 гражданам страны. У письма не было ни регистрационного номера, ни даты отправки. В течение трех дней из регионов поступает уйма информации о том, в каких условиях ведется допрос активистов "Грузинской мечты". Становится понятно: популярность "Грузинской мечты" пугает действующую власть.
Контрольная палата Грузии начала вызывать и допрашивать активистов органов самоуправления региональных политических партий, входящих в коалицию "Грузинская мечта". При этом гражданам не предоставляется возможность прийти на допрос вместе с адвокатом. Допрос продолжается в течение нескольких часов. Каждого активиста предварительно обыскивают, все это сопровождается оскорблениями. На "беседу" вызывают всех - партийных, простых активистов, тех, кто собирал подписи по вопросу восстановления гражданства Грузии Бидзине Иванишвили, дистрибьюторов партийных газет, и даже тех, кто сдал в аренду представителям партии помещения для офисов.
Служба финансового мониторинга Контрольной палаты сделала официальное заявление, в котором разъяснила, почему начала эту кампанию. Это связано с законодательством Грузии, где говорится об обязанностях политических объединений, связанных с их прибылью, доходами и расходами (закон "о политических объединениях граждан" - прим. ред.) Контрольная палата отмечает, что данные аудита, проведенного в "Грузинской мечте", не совпадают с данными, указанными в заполненной декларации. И что эту организацию, вопреки законам, финансируют частные лица.
По словам допрошенных представителями Контрольной палаты граждан, имели место угрозы, что их дело якобы будет передано в прокуратуру. Уже ясно, что правительство начало притеснять "Грузинскую мечту", и в знак этого в минувшем декабре был принят закон, которым сейчас и оперирует Контрольная палата. Но сейчас она явно переходит границы. Тревога, вызванная принятием закона "о политических объединениях граждан", оправдалась.
Сегодня в Батуми начался допрос активистов "Грузинской мечты". Семерых из них вызвали в местный Дом юстиции: эти люди собирали подписи за возвращение гражданства Бидзине Иванишвили. Уведомления также принесли активистам, живущим в Хелвацаурском районе. Главная цель этой акции - напугать активистов. Как отмечают уже допрошенные, были попытки переманить их на свою сторону, а также психологическое воздействие.
В Сигнахи, в отсутствии адвокатов, были допрошены 13 единомышленников "Грузинской мечты". Та же ситуация и с активистами города Поти. Они говорят о беспрецедентных обысках со стороны силовиков.
Гражданин Грузии Шалва Церцвадзе был вызван в здание муниципалитета города Гори. Как он рассказывает, его завели в закрытое пространство и обыскали. "Я попросил вывести меня на воздух. И в этом отказали. Не давали возможности двигаться. У меня дома 80-летняя мать. Угрожали ее жизни".
Такие же массовые допросы были проведены в Ланчхути. Об этом рассказывает Лили Ебралидзе - активист Республиканской партии. "Обыскивала меня молодая женщина-полицейский. В комнате допрашивал Каха Саджая, который призывал меня не скрывать информацию. Мне скрывать было нечего".
"Контрольную палату переделали в политическую полицию. Происходящее в Грузии последние несколько дней показало, что Саакашвили напуган. Он боится "Грузинскую мечту" - отметил лидер "Свободных демократов" Ираклий Аласания.
Допрос активистов происходит и в Контрольной палате Кутаиси. Более 20 представителей молодежной организации "Республиканская партия" получили уведомления с просьбой явиться на допрос. Вопросы ко всем были одни и те же: когда вступили в партию? Принимали ли участие в собирании подписей за возврат гражданства Иванишвили? Получили ли вознаграждение?
Рассказывает допрошенная девушка: "Меня обыскала женщина-полицейский, потом сняли куртку и отобрали все - даже серьги велели снять. Правда, потом все вернули обратно, но предупредили, что в дальнейшем уже не так со мной поговорят, составят протокол и передадут его в прокуратуру".
Вторая допрошенная: "Интересовались доходами семьи: где работали родители, когда открыл счет в банке. Почему я была в партии, которая финансируется Россией".
"Ассоциация молодых юристов Грузии" призывает Контрольную палату к объективности. Ассоциация включилась в этот процесс, и каждому, кто обратится к ним, будет оказана юридическая помощь. Так же поступили и неправительственные организации. Они решили создать специальную группу и направить ее в регионы, где происходят такие допросы, чтобы оказать бесплатную помощь активистам на местах.
По этим же фактам высказывают свой протест журналисты. "Хартия журналистской этики Грузии" считает недопустимым вмешательство в их профессиональные дела со стороны правительства, да еще и без каких-либо доказательств. Прессу практически лишили возможности освещать работу Контрольной палаты.
По этому поводу высказался известный грузинский футболист Каха Каладзе: "В последнее время допросы активистов "Грузинской мечты" приняли массовый характер. Множество чиновников, прикрываясь законом, осуществляют насилие над гражданами, и все это сопровождается действиями, ущемляющими достоинства человека. Впавший в истерию президент перешел уже все границы".
"О какой прозрачности говорит Контрольная палата? В первую очередь ей стоит проверить собственных министров. Откуда у них такие огромные деньги? Они же живут во дворце. Пусть ответит правительство куда делись 105 миллионов лари из президентского фонда? На вояжи и развлечения правительства! А само правительство лезет в карман частных лиц. Их время истекло, они не смогут больше никого напугать".
Звиад Дзидзигури, лидер консерваторов: "Я говорил Левану Бежашвили, начальнику Контрольной палаты, что он превратил ее в ведомство, дополняющее силовые структуры. Я сегодня внес сумму на счет одного из субъектов коалиции "Грузинская мечта". Пуст Бежашвили скажет, какой закон я нарушил".
Тина Хидашели, Республиканская пария: "Мы не собираемся подчиняться законам, которые беззаконны. Здесь любое зло делается именем закона. Правительство запретило добро".