В январе этого года в Германии была опубликована книга российского журналиста и писателя Александра Сосновского The Georgia Syndrome ("Грузинский синдром"). Автор анализирует ситуацию в Грузии до и после военных событий августа 2008 года, а также изучает этнические вопросы, имеющиеся в современной Грузии. "Я пытаюсь найти ответы и дать описание тех конфликтов, которые до сих пор существуют в Грузии", - рассказал Александр Сосновский в эксклюзивном интервью корреспонденту GTimes.
Впервые книга "Грузинский синдром" вышла в свет на немецком языке. Das Georgien-Syndrom была представлена в 2010 году на Международной книжной ярмарке в Лейпциге. Ее автор, Александр Сосновский, уже долгое время живет в Германии и работает в медиакомпании "Немецкая волна". Кроме того, он выступает с лекциями и докладами о ситуации в России, СНГ и на Кавказе.
По мнению многих экспертов, в книге подробно и без двойных стандартов излагается история абхазо-грузинских и осетино-грузинских отношений, этнические вопросы, имеющиеся в современной Грузии, прослеживается динамика развития внутриполитической ситуации в Грузии до и после "революции роз", дается прогноз развития событий, а также анализируются возможные шаги по созданию коллективной системы безопасности Кавказского региона.
В журналисткой среде и общественно-политических кругах книга была воспринята с восторгом. А министерство иностранных дел Германии поместило анонс книги, который был опубликован в мае 2010 года на "Немецкой волне", на сайтах всех своих зарубежных представительств как информацию от первого лица.
Уже в начале этого года одно из немецких издательств выпустило книгу Александра Сосновского на английском. The Georgia Syndrome дополнен новой главой на основе материалов секретных докладов дипломатов интернет-портала WikiLeaks. Ожидается, что публикация дипломатической переписки и других материалов государственных чиновников из США и Европы позволит по-новому оценить многие события последних лет. Первые заказы на книгу уже поступили из Германии и нескольких стран Европы. В связи с высоким интересом к изданию, весной запланированы презентации в Швеции и в Испании.
Не так давно Сосновский приезжал в Москву и обсуждал свою книгу с представителями Джавахской диаспоры России. По общему мнению, выход в свет "Грузинского синдрома" - это только начало больших дискуссий по этническим проблемам Грузии на Западе. GTimes не могла пройти мимо такого события - мы связались с Александром Сосновским и попросили его рассказать нашим читателям о книге.
- Название "Грузинский синдром" далеко неслучайно. Это август 2008 года - события, которые привели к конфликту, и который, на мой взгляд, до сих пор продолжается. В книге я пытаюсь найти симптомы, которые характеризуют ее синдром, то есть нынешнее состояние этого кавказского узла - Грузии и ее соседей. В последнее время грузинский вопрос в определенной степени потерял свою актуальность в Европе, но тем не менее такие вопросы, как Грузия и НАТО, остаются на повестке дня. Во время написания книги я побывал и в Грузии, и в Южной Осетии, и в Абхазии, встречался с людьми, много общался. И в своем исследовании, которое направлено на европейского читателя, я подробно описываю историю возникновения конфликта, начиная с Октябрьской революции, даю характеристику грузинским политическим деятелям. В основном это Гамсахурдиа, Шеварднадзе и Саакашвили. При этом я не делаю никаких оценок. Большой раздел книги касается этнических вопросов в Грузии: это не только конфликты с Абхазией и Южной Осетией. Я пытаюсь найти ответы и дать описание тех конфликтов, которые до сих пор существуют в Грузии. Именно поэтому я встречался с представителями Джавахкской диаспоры. Кроме того, я описываю сегодняшнее положение Грузии, в том плане, кто помогает Грузии, как складываются отношения с Россией, как Тбилиси пытается вступить в НАТО. Да, у меня есть свои личные предпочтения, но я не пытаюсь давать ответы и решать, кто прав, а кто виноват.
- То есть это беспристрастный анализ, или читатель все же может проследить в "Грузинском синдроме" авторскую позицию?
- Я много лет прожил на Кавказе, и этот регион мне очень близок. Моя позиция такова: Михаил Саакашвили совершил ошибку. Его эмоциональные и во многом неоправданные действия привели к тому, что мы сейчас имеем. На мой взгляд, Грузия занимала правильную позицию во многих делах, но есть какие-то вещи, которые как автор я не оправдываю. Многие проблемы, перед которыми стоит республика на сегодняшний день, на совести Саакашвили, и если бы не его поспешность, проблем Абхазии и Южной Осетии сегодня бы не было. История пишется людьми, и нынешний Саакашвили не сыграл роль того президента, который должен был собрать страну. Скорее, он стал дезорганизатором в этой истории. Но моя позиция - ни в коем случае ни антигрузинская, ни проросскийская. Поэтому не делаю в книге резких оценок, они попросту не нужны. Еще больше обострять эту ситуацию не имеет смысла.
- Каков интерес к вашей книге в Германии и на Западе в целом?
- Очень большой. Первое издание моей книги представлял уполномоченный немецкого правительства по правам человека. Это говорит о многом. Кстати, в Германии считают, что ситуация с соблюдением прав человека в Грузии не в порядке. Понятно, что "Грузинский синдром" - это не роман, и широкого читательского интереса, когда люди скупают книги, нет. Тем не менее интерес со стороны международных организаций и политических форумов уже на протяжении двух лет действительно серьезный. Во многом именно поэтому было принято решение издать книгу на английском. Мы можем охватить более широкий круг читателей. Издательство пошло на беспрецедентный шаг - начальный тираж составил семь тысяч экземпляров. Сегодняшние начальные тиражи в Германии ограничиваются одной-двумя тысячами. Надеюсь, что "Грузинский синдром" будут читать в Европе, потому что судить о ситуации нельзя только по официальным заявлениям из Тбилиси или Москвы. Я попытался создать картину, по которой люди смогут сами сделать выводы.