Родители и дети

Что выиграла и что проиграла Россия

То, что Америка положила глаз на Грузию после распада СССР, вовсе не означает, что эта республика по большому счёту уж очень отличалась от остальных четырнадцати. Засучив рукава, США сразу же стали прибирать их к рукам, как и государства, входившие в Варшавский договор, тем более что все эти страны сами страстно стремились в объятия дядюшки Сэма.

Прибалтийские республики даже успели вступить в НАТО, куда так стремится Грузия. Именно это стремление больше всего и послужило напряжению отношений между ней и Россией и, в конце концов, явилось одной из причин августовской войны.

Российская армия одержала сокрушительную победу, в то время как российское политическое руководство попало в крайне непростую ситуацию. В вопросе признания независимости Абхазии и Южной Осетии Россия оказалась в полной изоляции среди своих западных партнёров и даже среди партнёров по СНГ.

Почему такая пристрастность в отношении Грузии, понять не могу. Вступление в НАТО прибалтийских республик воспринято достаточно спокойно, если не считать возмущенной риторики Госдумы и МИДа, однако и то, и другое - не более чем свистки и сотрясение воздуха. Но если вдуматься, то безопасности России как раз-то и грозит больше всего участие прибалтов в североатлантическом альянсе: даже ежику понятно, что из Вильнюса, Риги, а тем более из Таллина до Петербурга и Москвы рукой подать.

Что же касается Грузии, то с распадом СССР она потеряла в стратегическом отношении всякое значение для России. Понятно, в советские времена Грузия представляла собой ключ ко всему Южному Кавказу и плацдарм, открывающий путь в Переднюю Азию. Но Южный Кавказ отпал от России, и в обозримом будущем она ни за что его не вернет.

Отпала и вторая роль Грузии - как противоракетного щита, прикрывающего центральные районы СССР от натовской Турции. Турция, как была, так и осталась потенциальным противником России, и базы США и НАТО на ее территории грозят, прежде всего, правопреемнице СССР, но не Ирану или Ираку.

Так стоила ли овчинка выделки? Что мы приобрели и что потеряли в маленькой победоносной войне с маленькой Грузией?

Потеряли очень много, эта победа нам уже аукается, и очень серьёзно - как в политическом, так и в экономическом плане. Что приобрели? Две спорные территории, которые очень дорого стоят российскому бюджету. Не достигнута и главная цель: свержение режима Саакашвили, не удалось и перегородить дорогу Грузии в НАТО.

Если бы мы ушли из Грузии сразу же после подписания пакта Саркози, дела Саакашвили оказались бы просто плачевны. Грузины не простили бы ему ни поражения в войне, ни проявленной им недальновидности и трусости. Но мы пересолили, переперчили, переборщили, короче, перегнули палку. И сейчас весь мир или открыто против нас, или молчаливо, но с удовольствием наблюдает, как русский медведь неуклюже топчется в Южной Осетии и Абхазии, как бы двух самостоятельных государств, только Россией и Никарагуа признанных.

Да, наша армия разрушила военную инфраструктуру Грузии, но это отнюдь не смертельно, когда за ее спиной США и Евросоюз. Американцы потратили на создание этой самой инфраструктуры и современной грузинской армии пять лет и более пяти миллиардов долларов. Сейчас они совместно с европейцами отвалили четыре с половиной миллиарда на их восстановление. Самое большее через два года грузинская армия поднимется с колен, и вся инфраструктура заработает лучше прежней, да плюс прибавится американское присутствие, которому мы ничего не сумеем противопоставить. Столь крупные финансовые вливания, несомненно, укрепят позиции Саакашвили, ибо дадут мощный толчок развитию грузинской экономики и подъёму жизненного уровня населения.

Для Соединённых Штатов Грузия представляет интерес по двум причинам. Во-первых, очень важно было не просто оторвать её от России, но сделать на обозримое будущее непримиримым врагом бывшего Старшего брата. Что и удалось на все сто процентов.

Во-вторых, Грузия становится для США важным партнёром в их противостоянии Ирану. Турция отказалась предоставить Соединённым Штатам аэродромы на своей территории для войны в Ираке. Не проявляет она особого рвения и для поддержки Америки в её холодной войне с Ираном. Не дай Бог перерасти ей в горячую - Турция, как и в случае с Ираком, займёт позицию нейтралитета. Вот тогда-то и понадобится участие в конфликте Грузии.

У неё имеются два первоклассных, модернизированных аэродрома в Марнеули и Вазиани. Первый модернизировали турки по натовским стандартам. А в Вазиани, что рядом с Тбилиси, а сейчас по существу её пригород, находилась крупнейшая в Закавказье советская военная база и аэродром. Его бомбили российские самолёты в первые же дни юго-осетинского конфликта, но нанесённый ущерб был незначителен, его быстро устранили.

Бомбили также взлётную полосу бывшего 31-го авиазавода, выпускавшего «Сушки». Когда-то это был пригород Тбилиси, сейчас - почти самый центр: до главной пощади города, если без пробок, - всего 15 минут езды. Эта взлётная полоса тоже может принимать любые военные самолёты.

Я считаю, что Россия легко могла бы избежать войны, если бы обратилась к мировому сообществу и предупредила Грузию, что непременно окажет Южной Осетии военную помощь. Но обе стороны рвались в драку и получили то, что получили.

А получили Хартию о стратегическом партнерстве между США и Грузией. США берут на себя обязательство по модернизации армии Грузии и повышению обороноспособности страны. Председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе заявил, что Хартия "не предусматривает размещения на территории Грузии американских военных баз", однако ничто не помешает «новому Старшему брату» принять другое решение, если он сочтет это необходимым.

Валерий Каджая