Последние две недели на дипломатическом небосклоне Грузии и России наблюдается явное просветление. Все началось с заявления Дмитрия Медведева о готовности Москвы вести диалог с Тбилиси на высшем уровне, но без Михаила Саакашвили. Вскоре грузинский лидер отменил визы для граждан РФ, въезжающих в республику. А в конце прошлой недели МИД России предложил Грузии восстановить дипотношения. Корреспондент GTimes попросил грузинских и российских политологов оценить перспективы сближения двух стран.
Дипломатических отношений между Грузией и Россией нет уже три с половиной года. После августовского конфликта официальный Тбилиси заявил о разрыве связей с Москвой на высшем уровне под предлогом "агрессии". Хотя, как следует из открытых источников, ту пятидневную войну решил развязать грузинский лидер Михаил Саакашвили. Российское руководство уже не раз говорило о том, что нынешний глава Грузии - персона нон-грата, и никаких дел с ним вести никто не будет. Да и сам Михаил Николаевич не горит желанием идти на контакт с Москвой, то и дело обвиняя РФ во вмешательстве во внутренние дела своего государства, будь то теракты или шпионаж.
Отсутствие диалога между дипломатами и послами тем не менее не помешало странам постепенно прийти к экономическому сотрудничеству. Как ожидается, в ближайшее время грузинская продукция должна вернуться на российские прилавки. Кроме того, уже налажено прямое авиасообщение между столицами.
Именно эти успехи стали почвой для заявления Дмитрия Медведева о том, что полоса отчуждения с грузинским народом скоро закончится. "Мы готовы, чтобы восстановить дипломатические отношения с Грузией. Это же не мы порвали, - отметил он в конце января. - У меня есть только один человек, с которым я не хотел бы иметь дела. И встречаться я с ним не буду, и руки жать ему не буду. Что касается грузинского народа в целом, мне бы очень хотелось, чтобы эта полоса отчуждения как можно быстрее закончилась". Российский лидер напомнил, что, помимо запуска авиатранспортного сообщения, начинается "более энергичный" обмен товарами между Грузией и Россией в контексте присоединения последней к ВТО.
Буквально через несколько дней Тбилиси выступает с неожиданной инициативой об отмене в одностороннем порядке визового режима для граждан РФ, въезжающих на территорию республики. Отныне россияне могут находиться в Грузии без визы в течение трех месяцев. "С нашей стороны это демонстрация открытости нашего общества", - пояснил Михаил Саакашвили. В Москве данный шаг оценили позитивно, хотя в соответствии с грузинским законодательством граждане РФ, побывавшие в той же Абхазии, запросто могут быть арестованы за "незаконное пересечение границы". Российские дипломаты заявили о готовности отменить на взаимной основе безвизовый режим для граждан Грузии и предложили своим грузинским коллегам поработать над новой правовой базой.
Но, пожалуй, главный тезис, который мог бы повлиять на российско-грузинские отношения, прозвучал в конце прошлой недели из уст официального представителя МИД России Александра Лукашевича, выступавшего от лица Дмитрия Медведева. Он подчеркнул, что Москва остается заинтересованной в укреплении связей между народами России и Грузии, и предложил восстановить дипломатические отношения между странами.
Официальный Тбилиси ответил ультиматумом. Уважение территориальной целостности Грузии в границах СССР - вот основное требование для восстановления дипотношений. "Если Россия хочет диалога, то она должна вести его с грузинским народом, для которого единственным условием является деоккупация территории Грузии. Это наша позиция", - добавил Михаил Саакашвили.
Таким образом, свет в конце тоннеля, казалось бы, забрезживший впервые с августа-2008, практически погас. Ситуация продолжает оставаться патовой: Москва, признавшая независимость Абхазии и Южной Осетии, отстаивает суверенитет закавказских республик, а Тбилиси готов говорить лишь после вывода российских военных баз из региона и отзыва решения о признании. Есть ли выход из этого тупика, корреспондент GTimes поинтересовался у эксперта Института стратегических оценок и анализа Сергея Демиденко и президента Грузинского фонда стратегических и международных исследований Александра Рондели. К сожалению, оба наших собеседника не пока не видят путей для преодоления кризиса.
Сергей Демиденко: Я все-таки придерживаюсь консервативных взглядов в этом вопросе и исхожу из того, что при нынешнем грузинском руководстве никаких продвижений у нас с Грузией быть не может. Обе стороны сделали уже многое для того, чтобы ситуацию загнать в этот тупик. Безусловно, Грузия при Саакашвили уже вполне конкретно определилась со своей внешнеполитической линией, и одним из главных моментов в ней является неприятие России как таковой. Во многом идеологический курс Саакашвили основан на этом эксплуатировании образа российского врага. Так что для того, чтобы изменить ситуацию, Грузии нужно полностью изменить свою внешнеполитическую концепцию. Россия может делать какие-то шаги, предпринимать усилия, показывать Тбилиси добрые намерения, но Грузия вряд ли отреагирует в силу тех причин, о которых я уже сказал.
Александр Рондели: Ситуация, к сожалению, действительно тупиковая. Никто на месте Грузии не примет решения о восстановлении дипломатических отношений с Россией. Это будет означать косвенное признание того, что Абхазия и Южная Осетия потеряны и легитимно ушли из состава Грузии. Думаю, действия Тбилиси логичны, но они ведут в тупик. Действия России в каком-то смысле тоже логичны: раз уж Москва признала независимость, теперь трудно отступать и брать свои слова назад. И поскольку РФ - это мощное государство, обладающее огромными возможностями, она считает, что уступать должна Грузия. Тут все понятно. На мой взгляд, Грузия отменила визы в контексте ВТО, а Россия заявила о восстановлении дипотношений в ответ, чтобы не остаться в долгу. Я согласен, что не иметь отношений с соседями - это ненормально, и для Тбилиси вести диалог с Москвой, наверное, даже важнее, но всему есть свои причины. Есть не только национальная гордость, но и правовые моменты. В целом, я не вижу возможностей для того, чтобы выйти из этого тупика.