Хиллари Клинтон восхищается Турцией. Как она сказала своему коллеге Ахмету Давудоглу, "шаги, сделанные турецким правительством во имя свободы совести и вероисповедания, имеют большое значение. Турция - настоящий пример". Кто должен брать пример с турецкой демократии? Прежде всего, асадовская Сирия. США и ЕС не против того, чтобы Сирия в будущем оказалась под контролем Анкары. Ради этого Америка и Европа закроют глаза на реальную ситуацию в самой Турции. Об этом GTimes рассказал германский политолог Александр Рар.
На днях министр иностранных дел Турции Ахмет Давудоглу прибыл с рабочим визитом в Соединенные Штаты. 13 числа состоялась его встреча с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Давудоглу планировал обсудить с коллегой наиболее важные для Турции вопросы. Это гражданская войны в Сирии, иранская ядерная программа, французский законопроект о геноциде армян и ситуация с Кипром. По сведениями некоторых турецких СМИ, Давудоглу планировал поговорить о перспективах совместной борьбы с активистами Курдской рабочей партии. Турция рассчитывала на то, что Америка предоставит ей для этой цели свои беспилотники Predator ("Хищник"). Но главной темой разговора между Клинтон и Давудоглу все же стала Сирия.
Турция не скрывает, что заинтересована в свержении Башара Асада и превращении САР в подобие сирийского вилайета Османской империи. Ранее Реджеп Эрдоган, выступая в турецком парламенте, обратился в прямом эфире к президенту Сирии: "Башар, злодей заслуживает кару. Тебе придется заплатить за свои злодеяния в Хомсе. Ты идешь неверным путем и зайдешь в тупик. Я советую тебе свернуть с него, чтобы не пролить еще больше крови невинных людей", - сказал турецкий премьер. После чего обратился к своим соратникам по Партии справедливости и развития с такими словами: "Сирийцы - наши братья. Это братство внесено в историю кровью. Мы не можем оставаться равнодушным к происходящему в Сирии. Мы не можем повернуться спиной к сирийскому народу". Заявление Эрдогана турецкий парламент встретил аплодисментами. Несколько дней спустя роль Анкары в разрешении сирийского конфликта обсуждалась в Вашингтоне между Хиллари Клинтон и Ахметом Давутоглу.
Давудоглу и Клинтон обсудили недавнее совещание ЛАГ в Каире. От имени своих стран они заявили, что полностью поддерживают решение о вводе в Сирию "голубых касок" и созыве в Тунисе первого съезда "Друзей Сирии" - объединения противников режима Асада. Клинтон заявила, что США в союзе с Турцией сыграют в тунисской антиасадовской конференции самую активную роль. Давудоглу подчеркнул, что он вместе с Клинтон "обсуждает все сценарии" решения сирийского вопроса, но главная цель переговоров - "оказание гуманитарной помощи сирийцам", особенно жителям Хомса и Дераа. "Если трагедия продолжится, то по отношению к Асаду будут сделаны необходимые шаги", - цитируют Давудоглу турецкие СМИ. Глава турецкой дипломатии много говорил о том, что Турция готова предоставить убежище сирийским оппозиционерам, и о том, что страна "откроет свои объятия всем, независимо от религиозной или национальной принадлежности". Выслушав своего турецкого коллегу, Клинтон сказала, что "турецкая демократия является настоящим примером". Понятно, для кого: для Сирии и, конечно же, Ирана.
Как в Турции обстоят дела с реальной демократией - отдельный вопрос. Власти ущемляют оппозицию, а в особенности "Партию мира и демократии". Оказывается постоянное давление на Константинопольский патриархат. Власти Турции запрещают православным христианам миссионерскую и просветительскую деятельность, продвигают в обществе идею о выдворении Вселенского патриарха из Стамбула в Грецию. На фоне этого движение "Серые волки" и другие организации подобного рода призывают к насилию над национальными меньшинствами: армянами, греками, ассирийцами, курдами. Конечно же, с молчаливого одобрения властей. Кроме этого, в курдских районах Турции продолжается кровопролитная война, начатая в 1984 году. Под треск автоматных очередей и взрывы снарядов в Диярбакыре и Ване Турция стучится в Европейский Союз, а Давудоглу выслушивает комплименты Клинтон. Реджеп Эрдоган же в это время грезит реставрацией Османской империи.
Европа и США, конечно же, опасаются имперских амбиций Турции. Парадокс в том, что османские грезы турецкого руководства сейчас как нельзя на руку международному сообществу. Прежде всего это касается глобальных планов по Ближнему Востоку. Об этом GTimes рассказал Александр Рар, политолог, директор Центра Бертольда Бейца при Германском Совете по внешней политике (DGAP).
- У турецкой политики есть два основных направления. Турция очень умело проводит эти направления. Первое: она хочет стать членом Европейского Союза. В Анкаре прекрасно понимают, что стать членом ЕС можно только тогда, когда в Турции настанет полная демократия. Формально Турция очень много делает для укрепления демократических институтов, развития гражданского общества и защиты прав человека. Это первое направление.
Второе: Турция сейчас стала ведущей державой в регионе и в Европе, способной влиять на геополитику. У этой державы есть свои собственные геополитические интересы. В Анкаре видят, что в Сирии происходит гражданская война и страна сейчас на грани смены режима. Режим Асадов в Сирии однозначно сменится не в результате демократических выборов. Там может произойти все что угодно, вплоть до развала страны. Турции нужно, чтобы в Сирии сохранялась стабильность, и чтобы Турция, как региональная сверхдержава, смогла влиять на сирийскую ситуацию. Более того, Анкара заинтересована в способности влиять на любую смену обстановки в будущей Сирии.
- Станет ли Турция членом Европейского Союза?
- Если это и произойдет, то не в наше время. Пока во главе Евросоюза стоит Ангела Меркель, Турция туда не войдет. Разговоры о необходимости вступления Турции в ЕС, конечно, будут вестись. Европа это делает нарочно, чтобы заставить Турцию играть по своим правилам. Но ЕС может с такой же легкостью забрать свои обещания назад. Дело здесь не в нарушении прав турецких граждан, которые не являются турками, и не в проблеме курдов. У турок насчет курдов свои веские аргументы. В нынешней Великобритании встал вопрос о суверенитете Шотландии, до сих пор актуальна проблема Ольстера. Никто в ЕС не накладывает на Лондон никаких требований или санкций.
- Неужели ЕС закрыл глаза на турецкие национальные вопросы?
- Как я понимаю, главный вопрос для Турции - это Кипр. Турция продолжает оккупацию северного Кипра, и это не нравится ЕС. С другой стороны, Турция не против международного разрешения этой проблемы. 10 лет тому назад поднимался вопрос об объединении оккупированной части Кипра с Республикой Кипр. Но южный Кипр не захотел принимать бедных родственников из "Турецкой республики Северного Кипра"(ТСРК).Вопрос был на время снят, но окончательного решения принято не было. Вопрос признания ТСРК остается для Турции больным. Но я не считаю, что это такой уж камень преткновения, который может помешать интеграции Турции в европейское политическое поле, а тем более - оттолкнуть Европу от Турции.