Россия не хочет наводить прицел на Грузию. Но если руководство республики будет помогать Соединенным Штатам создавать на Южном Кавказе систему противоракетной обороны, то может случиться непоправимое. Об этом Михаила Саакашвили накануне предупредил российский премьер Владимир Путин. По его словам, Москва будет попросту обязана реагировать на размещение радаров в непосредственной близости от своих южных границ. А это значит, что к системам С-300 и "Смерч", дислоцированным в регионе, могут присоединиться комплексы "Искандер".
"На повестке дня сегодня ПРО, - заявил Путин в ходе общения с журналистами. - Для нас это небезразлично - где появится эта система, ближе, дальше от наших границ. Для нас небезразлично, появится ли она в Грузии, в конце концов. И что, мы должны будем нацелить наши ударные системы на грузинскую территорию? Вы представляете, какой ужас? А есть ли у нас гарантия, что это не произойдет? Нет".
По словам премьер-министра РФ, до сих пор официальный Тбилиси не откликнулся на мирные инициативы Москвы. "Когда мы нашим грузинским коллегами говорили, давайте сделаем то, сделаем это, они же все отказываются. И кроме этого совершают такие действия агрессивного характера в отношении Южной Осетии", - добавил он.
Бурная деятельность американцев, создающих систему противоракетной обороны на просторах Европы, вызывает озабоченность у Москвы. На этой неделе заступила на боевое дежурство радиолокационная станция в Турции. А это означает, что ЕвроПРО постепенно продвигается на Кавказ.
Что же касается Грузии, то руководство этой республики уже давно заявляет о своей готовности принять у себя и радары, и ракеты. Мотивация Тбилиси предельно ясна: во-первых, это поклон Вашингтону, во-вторых, возможность получить финансирование плюс дополнительные гарантии безопасности страны. Но целесообразно ли это для американцев? Как отмечают российские военные эксперты, рельеф Грузии не подходит для размещения каких-либо радарных установок. С точки зрения участия в ЕвроПРО, максимум, на что может рассчитывать Саакашвили - это базирование стартовых позиций противоракет. Да и у России есть все необходимое, чтобы подавить сигналы с радиолокационной станции на территории Грузии.
Уже сейчас возможности российской стороны на Южном Кавказе велики. К примеру, за безопасность воздушного пространства Абхазии отвечают комплексы зенитных ракетных систем среднего радиуса действия С-300, способных поражать любые баллистические цели. В свое время Грузия много истерила по поводу появления С-300 в закавказской республике, но это оружие сугубо оборонительного действия. Иными словами, российские зенитно-ракетные комплексы могут понадобиться лишь в том случае, если Саакашвили отдаст приказ напасть на Абхазию.
Кроме того, в составе российской военной базы, дислоцированной в Южной Осетии, имеется дивизион систем залпового огня "Смерч". При виде этого оружия Тбилиси вовсе берет оторопь. Единственное, что могут произнести грузинские правители в этот момент - это слова о продолжении "агрессивной политики России" и росте "военной опасности" в регионе.
Другого выхода у Москвы нет. Это - ответ на перевооружение грузинской армии, которая в последнее время и так получила достаточное количество современной техники со стороны США и Израиля. А вариант силового решения вопроса Абхазии и Южной Осетии при таких обстоятельствах исключать нельзя.
Чем внушительнее будет становиться военный потенциал Грузии, тем серьезнее будет реагировать Россия. Это факт, с которым Тбилиси придется смириться. Кто знает: не было бы августа-2008, глядишь, на вооружение армии Саакашвили в Москве смотрели бы без особой тревоги. Теперь не обессудьте. Кстати, про те пять дней августа. В американском фильме, снятом на деньги Грузии, есть одна сцена, которая не вызывает у зрителя ничего, кроме смеха. "Русские отклонили предложения", - говорит Энди Гарсия (он играет в картине Михаила Саакашвили). "Какие?" - восклицает помощник грузинского президента. "Все", - с горечью сообщает Гарсия-Саакашвили. Очень яркая иллюстрация. Никакой конкретики в инициативах Грузии по налаживанию диалога с Россией до сих пор не было и быть не может. А принять предложение Москвы для Тбилиси означает потерпеть поражение в этой дипломатической войне, затеянной руководством республики.
Но вернемся к главной теме. Понятное дело, что если в Грузии появятся системы ПРО, то России придется реагировать. На республику будут направлены комплексы "Искандер", а это уже не шутки. Михаил Саакашвили хочет играть в команде с Соединенными Штатами. Значит, ему придется принимать правила. А вообще, грузинскому руководству стоило бы задуматься над тем, что, вступив на тропу бессмысленной войны против Тегерана, республика может запросто стать мишенью для иранских ракет. И это куда серьезнее, чем воспитательные меры России в виде грозных, но молчащих "Искандеров".