Лидер партии "Демократическое движение - Единая Грузия" Нино Бурджанадзе, в свое время работавшая в команде Михаила Саакашвили, уже не первый год выступает одним из главных противников действующего режима. В эксклюзивном интервью нашему изданию Нино Анзоровна сделала политический прогноз о ситуации в Грузии, поделилась мнением о судьбе новой конституции республики и рассказала о своих визитах в Москву. Самый известный грузинский оппозиционер заявила: несмотря на все трудности, Грузия и Россия будут вместе.
Близится 2012 год. Каким с политической точки зрения он должен стать для Грузии?
Могу вам сказать четко и ясно, что 2012 год будет определять, какой будет Грузия и в 2022 году, и в 2032 году. Именно в будущем году мы должны достичь перелома, потому что парламентские выборы, конечно же, очень важны. Нужно сделать все, чтобы именно 2012 год стал переломным.
Изменится ли политическая ситуация в стране после парламентских выборов?
У меня нет иллюзий: Саакашвили сделает все для того, чтобы так проконтролировать ситуацию, как он делал в ходе местных выборов, когда буквально за полтора месяца до их проведения Вано Мерабишвили (глава МВД Грузии - ред.) назвал конкретные цифры, сколько получит "Национальное движение", сколько вторая и третья партии. Так же будет рассчитано и сейчас. Такие-то голоса будут у правящей партии, такие-то - у политической силы, которая находится в сговоре с властью, далее будет еще одна сателлитная организация. Если мы уже сегодня не начнем бороться за то, чтобы изменить реальную ситуацию, так в итоге и получится. В этом случае попросту будет оформлена победа "Национального движения", а прессинг и авторитарный режим превратится уже в диктатуру Саакашвили. Я абсолютно не приемлю ту линию, которую сейчас хотят проводить представители "Национального движения". Потому что Саакашвили сможет быть у власти как премьер только в том случае, если он опять же сможет проконтролировать выборы и провести их так, как он хочет.
Саакашвили фактически переписал конституцию и передал основные рычаги управления страной премьер-министру, кресло которого хочет занять после 2013 года. Думаете ли в о том, чтобы в случае прихода к власти изменить эту систему?
Безусловно, конституцию нужно менять, потому что она уже не выдерживает никакой критики. Нет никакого баланса между ветвями власти. Это типичная Конституция, которая не оставляет возможности для развития демократических институтов. Менять нужно и драконовские законы, которые были приняты за последние годы и не вмещаются ни в какие демократические рамки. И еще: однозначно нужно разделить того монстра, которого создал Саакашвили в виде МВД и который контролирует в стране все и вся. Чтобы были отдельные структуры госбезопасности, отдельно функционировала полиция. Только тогда и на основе свободных парламентских выборов, и нормального парламента можно будет говорить о том, что Грузия перейдет в нормальное демократическое русло.
По опросам международных институтов NDI и IRI "Национальное движение" пользуется поддержкой у населения. Так ли это на самом деле? Результаты исследований релевантны?
Действительно, такие авторитетные организации, как NDI и IRI, немножко себя дискредитировали в Грузии. Я вам могу назвать только один факт: бывшим руководителем IRI был господин Шашкин, который в свое время был назначен министром пенитенциарной системы, где во времена его правления происходили совершенно жуткие вещи А сейчас он является одним из идеологов и апологетов "Национального движения" и занимает пост министра образования. Это, мне кажется, говорит само за себя. Другой момент состоит в том, что нужно понимать: ни в одном авторитарном государстве никакие опросы общественного мнения реального результата не дают. Потому что люди, к которым заходят домой и спрашивают, поддерживаете ли вы "национальное движение" или нет, боятся сказать правду. Ведь сказать слово "нет" означает потерять работу, оказаться под давлением, подставить под угрозу, например, своего сына, которому завтра подложат наркотики или оружие.
То есть можно сказать, что результаты опросов не соответствуют действительности?
Я смотрю на эти цифры с улыбкой. Мы-то прекрасно знаем, какое отношение есть к нам, к "Народному собранию", со стороны населения. Мы это знаем и чувствуем, потому что общаемся с населением регионов. Наши региональные организации активно работают. Недавно "Народное собрание" организовало встречу представителей всех 70 районов Грузии, и мы еще раз увидели, что у нас четкая серьезная структура, несмотря на то колоссальное давление, которое мы постоянно испытываем. Страх к "Национальному движению" и к руководству и дает те цифры, о которых говорится. Вы знаете, когда разговор идет о том, что 85 процентов населения считает, что у них мало перспектив и они с грустью смотрят в будущее, и в то же время 70 процентов говорят, что они поддерживают "Национальное движение", эти цифры невозможно сопоставить друг с другом. По официальным данным Департамента статистики правительства Грузии, две трети населения страны являются безработными и живут за чертой бедности. А нам говорят, что этим людям, которые даже не имеют минимальной продовольственной корзины, нравится "Национальное движение". Конечно же, это не так, но, к сожалению, с авторитарным режимом сложно бороться.
Не могли бы вы в нескольких словах охарактеризовать правящую команду Саакашвили?
Я часто вспоминаю слова Монтескье, которые очень хорошо подходят к нынешней грузинской реальности: "Самая жестокая тирания - та, которая прикрывается под сенью законности и под флагом справедливости". К сожалению, сейчас мы имеем дело именно с таким автократическим режимом, который прикрывается демократическим фасадом, однако на самом деле за этим стоят огромные проблемы, которые ничего общего с демократией не имеют.
За последние годы вы не раз бывали в Москве и хорошо знакомы с российским руководством. Как к этому относятся в Грузии?
Я считаю, что абсолютно правильно поступила, когда приехала в Москву. Мне было интересно встретиться с руководством России и узнать из их уст о возможностях наладить российско-грузинские отношения. И я увидела, что понимание тех проблем, которые есть в Грузии, у руководства России тоже есть. И желание улучшить отношения с Тбилиси также присутствует. Поэтому я абсолютно уверена, что возможности выйти из тупика есть. Конечно, у меня нет иллюзий, что это можно будет сделать легко, за неделю или за месяц. Но при желании, которое я увидела в Москве во время встречи с премьер-министром Путиным и другими официальными лицами, я уверена, что такая возможность существует.
Каким вы видите будущее отношений Грузии с Россией?
Я абсолютно уверена, что российско-грузинские отношения можно вывести на правильный и взаимовыгодный уровень. И здесь нужна правильная, предсказуемая и договороспособная политика. Я подчеркиваю: нужно элементарно уважать законы и интересы друг друга. У России и у Грузии есть множество областей, где интересы наших стран совпадают. И строительство отношений на этих совпадениях, а не на противоречиях, даст нам возможность выйти из тупика. Потому что та антироссийская и даже антирусская истерия, которая сейчас есть в Грузии, ни к чему хорошему не приведет. И пример тому мы видим последние годы. Для меня однозначно, что улучшенные отношения между Грузией и Россией - в интересах обеих стран.
Хочу пожелать вам и всему российскому народу счастливого Нового года, мира, добра и всего самого лучшего.