Представители черкесской диаспоры в Сирии просят о помощи. Столкнувшись с угрозой гражданской войны, они лелеют надежду поселиться в России. Сирийские черкесы говорят, что сейчас они искренне желают вернуться на историческую родину и "жить в мире и согласии с народами России". Сможет ли "земля предков" принять этих людей и спасти их от неминуемой трагедии? Об этом корреспондент GTimes поговорил с главой Адыгеи А.Тхакушиновым и президентом Академии геополитических проблем РФ Л.Ивашовым
25 декабря СМИ опубликовали документ под названием "Обращение 115 сирийских черкесов к российским властям и народу республики Адыгея". Письмо адресовано президенту РФ Дмитрию Медведеву, главе Республики Адыгея Аслану Тхакушинову и всему народу Адыгеи.
"Происходят массовые столкновения различных группировок с властями страны, сотнями гибнут невинные люди. Мы, адыги (черкесы) Сирии, ежедневно рискуем своей жизнью и жизнью своих родных и близких". По словам авторов послания, надежды на мирную жизнь у них уже не осталось. Черкесам кажется, что весь мир отвернулся от Сирии.
Авторы письма просят российских руководителей принять сирийских черкесов на российском Северном Кавказе. "Единственные, к кому мы можем обратиться с призывом о спасении - наши братья и сестры на Северном Кавказе", - сказано в обращении. Ближневосточные черкесы просят о приюте "на земле предков,спасении от неминуемой трагедии", хотят, чтобы Россия протянула им "руку в тяжелый час".
История черкесов на Ближнем Востоке начинается в конце XII - начале XIII века, во времена крестовых походов. Чтобы оградить себя от западных завоевателей, фатимидские халифы Египта и сельджукские султаны Сирии призвали к себе на службу наемников-черкесов. Те оказались верными вассалами, многие из них становились в армии сирийских султанов амирами (генералами) и атабеками (главнокомандующими).Один из черкесских генералов по имени Фахр ад-Дин был правой рукой знаменитого Салах эд-Дина. При дворе "грозы неверных" Фахр эд-Дина называли Черкес. В 1257 году в регионе образовался черкесский султанат, столицей которого стал Каир. Это государство в XIII - XIV веках будет вести успешные войны против монголов и империи Тамерлана. Деяния султаната Черкесов подробно описал историк Рашид ад-Дин.
В XV веке черкесскому султанату бросили вызов турки-османы. В начале XVI века султан Селим I повернул против династии Черкесов местных арабов. Наместники Алеппо и Дамаска, арабы по происхождению, стали слугами Селима I. В решающий момент они бросили черкесского султана Кансава аль-Гаури в битве на Дахукском поле (24 августа 1516 года). Победу одержали османы. Но на этом история черкесского влияния на Ближнем Востоке не закончилась. Черкесы впоследствии стали верными вассалами Османской империи. Нынешняя черкесская диаспора - это потомки мухаджиров (переселенцев) с Кавказа, покинувших родину после поражения горцев в Русско-Кавказской войне (1763 -1864). Сначала они служили османским султанам. После победы младотурецкой революции их использовали в политике насильственного отуречивания населения дряхлеющей Порты. Позже многие черкесы вступили в ряды арабского освободительного движения в Сирии. Многие улицы Дамаска и других городов названы именами черкесов - героев Сирии.
Стоит сказать, что под черкесами в арабском мире понимают всех уроженцев Северного Кавказа, живущих в этом регионе. Это не только черкесы (адыги), но и вайнахи, дагестанцы, абхазы, осетины. По данным израильского портала IzRus, в 2008 году в Сирии проживало около 160 тысяч кавказцев. Многонациональная кавказская диаспора оказывала поддержку Башару Асаду. Из-за этого кавказцы и стали очередной мишенью "арабской весны в Сирии".
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов не так давно был в Сирии. В интервью GTimes он сказал, что "Асад сейчас старается помогать курдам и черкесам, как может. С этой целью внесены изменения в ряд законов. ЛАГ, основной наблюдатель по Сирии, поддерживает радикальных исламистов. Сирийские кавказцы, давние сторонники алавитов, приговорены исламистами к уничтожению, поэтому просят помощи у России".
Мятежный Хомс - одно из мест компактного проживания сирийских черкесов. Как сообщили GTimes в адыгейской диаспоре, "черкесы в Сирии - это государственники, сторонники светских режимов тех стран, в которых проживают. Многие занимают посты в силовых структурах. Ситуация в Турции, Иордании и Израиле схожа с сирийской. Но в Сирии "уже звучат угрозы черкесам, так как те не поддерживают антиправительственные выступления".
Один из главных адресатов "обращения 115 -ти" - глава Адыгеи. Асланчерий Тхакушинов сообщил изданию, что решение по сирийским черкесам будет зависеть от решения президента РФ."Такой вопрос решается на федеральном уровне. На обустройство черкесов нужны деньги, которые есть только у федеральной казны". По словам главы республики, Адыгея рада принять сирийских соотечественников. Но это вопрос не республиканского уровня, так как сирийским черкесам нужна федеральная помощь с работой и жильем".
У Адыгеи уже был опыт приема у себя черкесов Косова. В 1998 году в Адыгею из раздираемого войной края прибыло около 200 переселенцев. Несколько десятков человек уехали из-за проблем с адаптацией. У репатриантов не возникло каких-либо конфликтов с местным населением, однако привыкнуть к новой культурной среде оказалось непросто.
Адыгейская диаспора сообщила GTimes, что многие черкесы могут не прижиться в России. В силу патриархальности уклада и сильной приверженности исламу им на первых порах придется тяжело. Своей религиозностью они будут выделяться среди российских адыгов, ведь, в отличие от них, "прекрасно знают, что такое традиционный ислам". У тех же косовских черкесов возникало много проблем из-за их приверженности вере пророка Мухаммеда. Так что неизвестно, как отреагируют на истовых сирийских мусульман русские жители региона.