Как ни старался официальный Тбилиси в надежде на одобрение Брюсселя облить грязью идею создания Евразийского союза, ничего из этого не получилось. Побывавшая в Москве верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила, что Европа проявляет интерес к формированию союза России, Белоруссии и Казахстана. Теперь Саакашвили, который так стремится на Запад, похоже, придется попридержать язык. Об этом корреспонденту GeorgiaTimes заявил известный российский политолог Валерий Хомяков.
Перспектива создания Евразийского союза, которая постепенно обретает реальные очертания, всерьез напугала Тбилиси. Как только стало известно о будущей интеграции России, Белоруссии и Казахстана в рамках единого экономического пространства, пропитавшийся русофобией грузинский режим начало лихорадить от волн "праведного гнева". Желчные заявления понеслись из Тбилиси буквально одно за другим.
Ранее мы писали: Советские кошмары Сакартвело
Сначала слово взяли во внешнеполитическом ведомстве республики. Там сравнили создание ЕАС с попыткой воссоздать СССР. Мол, Москва хочет силой затащить в союз постсоветские республики. Затем на сцену вышел госминистр по вопросам интеграции Георгий Барамидзе. Его точка зрения не сильно отличалась от позиции МИДа, что, в принципе, неудивительно: представители команды Саакашвили всегда демонстрировали поразительное единодушие во взглядах. "Евразийский союз станет модернизованным Советским Союзом, а модернизация этого объединения для русских означает сбор земель и создание новых сфер влияния, - заявил Барамидзе. - Поскольку Запад не производит давления, русские полагают, что могут использовать такие методы, как включение стран в этот союз путем шантажа. Поэтому Запад не должен молчать".
Наконец, высказался и глава республики Михаил Саакашвили. "Если ЕС - это будущее, то Евразийский союз - это прошлое, и именно поэтому он не оправдает себя, - сделал прогноз президент Грузии. - Такой же проект навязали Грузии и многим другим странам почти один век назад. Тогда его называли по-другому - Советский Союз".
В ответ на все язвительные замечания политической элиты Грузии достаточно привести лишь один аргумент: идея создания ЕАС была предложена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, причем еще семь лет назад. И все попытки облить грязью Москву, эдакую диктатуру на просторах СНГ, терпят крах. Плюс, как и предрекал Барамидзе, действительно не стал молчать Запад. Но то, что было озвучено верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон по итогам визита в Москву, вряд ли порадовало грузинских политиков.
"Мы, конечно, проявляем интерес к созданию Евразийского союза и не видим в этом никакого противоречия, - отметила она. - Более тесное сотрудничество между странами региона и Россией не исключает более тесных связей между ними и ЕС. Идея более тесной экономической интеграции на пространстве от Лиссабона до Владивостока, в основе которой лежат принципы ВТО, обсуждается уже на протяжении некоторого времени и учитывается в отношениях ЕС-Россия".
Ранее мы писали: Над Вашадзе навис "совок"
Противникам ЕАС европейский дипломат возразила, что заинтересованные страны должны сами принимать решение относительно интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства и Евразийского союза. А Грузии, так рвущейся под крыло Евросоюза, напомнила: сейчас Тбилиси участвует в "Восточном партнерстве", и на него распространяется европейская политика соседства.
После этого заявления соседям (но отнюдь не потенциальным членам организации) лучше бы затаиться. Или хотя бы подбирать выражения, говоря о союзах на территории материка. Грубая лесть в адрес Брюсселя не помогла современным и свободолюбивым грузинским политикам очаровать Европу.
Как заявил в разговоре с корреспондентом GeorgiaTimes генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, позиция Евросоюза, озвученная Кэтрин Эштон, поубавит агрессивной риторики в высказываниях руководства Грузии. "Безусловно, влияние Европы на то, что происходит в Грузии, на позицию грузинских руководителей достаточно высокое, - полагает наш собеседник. - Поэтому мне кажется, тут может поменяться ситуация. И, наверное, господин Саакашвили будет не столь категоричен в своих оценках действий Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В этом плане сценарий взаимоотношений России и Грузии может стать более позитивным. Я, правда, сомневаюсь, что Саакашвили поумнеет, но ничего исключать нельзя. Ошибок он понаделал много, и одна из них заключается в том, что он негативно высказывается о действиях российского руководства, в том числе о создании Евразийского союза, интеграции постсоветского пространства и всего остального. Но в конце своего президентского срока эти ошибки в заявлениях пора исправлять".